Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес С 01.07.2018 налоговой службой запрещено принимать к учету товары и услуги, приобретенные по товарному чеку, без наличия кассового чека, но есть некоторые исключения, при которых возможно проведение таких операций. Поставщики (контрагенты учреждения) выдают товарный чек со своей подписью и печатью. При каких условиях принимать товарный чек с печатью ИП, где есть ОГРН и ИНН без кассового чека? Как понять, что ИП входит в список исключений?

С 01.07.2018 налоговой службой запрещено принимать к учету товары и услуги, приобретенные по товарному чеку, без наличия кассового чека, но есть некоторые исключения, при которых возможно проведение таких операций.
Поставщики (контрагенты учреждения) выдают товарный чек со своей подписью и печатью.
При каких условиях принимать товарный чек с печатью ИП, где есть ОГРН и ИНН без кассового чека? Как понять, что ИП входит в список исключений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применяющие ЕНВД и ПСН лица не обязаны представлять клиентам информацию о применяемой системе налогообложения, но учреждение может получить такую информацию в налоговых органах.
Без обращения в налоговые органы учреждение может и должно проверить, что соответствующий вид деятельности поименован в НК РФ, и что при осуществлении конкретной деятельности на определенной территории вообще возможно применение ЕНВД, то есть введен ли ЕНВД соответствующими нормативными правовыми актами.

Обоснование вывода:
С 3 июля 2018 года Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) действует в редакции, установленной Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее - Закон N 192-ФЗ), за исключением отдельных положений. Заметим, что ранее существенные поправки в Закон N 54-ФЗ вносились Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) и Федеральным законом от 27.11.2017 N 337-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Тем не менее право некоторых лиц на осуществление наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения кассовых аппаратов продлено до 1 июля 2019 года.
Например, продолжать работать без кассового аппарата и после 1 июля 2018 года смогут организации (на ПСН и ЕНВД) и ИП (на ПСН), занимающиеся оказанием ветеринарных и бытовых услуг, услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также занимающиеся размещением рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств (часть 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ). Виды деятельности, по которым можно не применять ККТ, перечислены в пп.пп. 1-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, пп.пп. 3, 6, 9-11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45-48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Указанные организации и ИП обязаны выдать представителю учреждения документ: товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016 (часть 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ). В этом документе должны присутствовать его наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым-двенадцатым п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Название документа законодательством не регламентируется.
Кроме того, до 1 июля 2019 года организации и ИП, применяющие ПСН и ЕНВД, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в старой редакции).
Отметим, что применяющие ЕНВД и ПСН лица не обязаны представлять клиентам информацию о применяемой системе налогообложения, но учреждение может получить такую информацию в налоговых органах. Для получения информации о применяемой контрагентом системе налогообложения необходимо представить в налоговый орган по месту учета контрагента заявление, составленное в произвольной форме с указанием требуемой информации. Срок предоставления ответа налоговым органом установлен в течение 30 календарных дней (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Государственная пошлина при этом не уплачивается.
Самостоятельно учреждение имеет возможность проверить, что при осуществлении конкретной деятельности на определенной территории вообще возможно применение ЕНВД, то есть введен ли ЕНВД соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Также необходимо проверить, что соответствующий вид деятельности поименован в п. 2 ст. 346.26 НК РФ и выполняются условия ст. 7 или части 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ.

К сведению:
Считаем нужным отметить, что конкретный перечень первичных учетных документов для подтверждения расходов налоговым законодательством не предусмотрен (письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). В том числе в налоговом законодательстве отсутствует требование об обязательном наличии кассового чека продавца для подтверждения расходов учреждения.
В письме Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059 подчеркивается наличие трех этапов перехода на онлайн-ККТ, что предполагает обязательное наличие кассовых чеков нового образца у всех организаций и ИП только с 1 июля 2019 года.
Ранее, в период действия старой редакции Закона N 54-ФЗ, существовала положительная для налогоплательщиков судебная практика. В постановлениях ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170, Одиннадцатого ААС от 20.01.2014 N 11АП-21855/13 судьи отмечают, что НК РФ не установлен перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций. Поэтому при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически понесены. В свою очередь, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 N А56-52410/2006 судьи прямо указали, что чеки контрольно-кассовой машины не являются единственными документами, подтверждающими командировочные расходы на проживание в гостинице.
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

20 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.