Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация (Челябинская область) относится к субъектам малого предпринимательства и включена в единый реестр, на балансе числятся три грузовые автомашины. Автомобили соответствуют п. 25 ст. 381 НК РФ. Организация не находится в процессе ликвидации, банкротства. На 01.01.2018 организация имела задолженность перед бюджетом по уплате пени в сумме 1,84 руб. На 01.04.2018 на момент подачи расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал 2018 года у организации нет задолженности перед бюджетом. Может ли организация в рассматриваемой ситуации воспользоваться освобождением от налогообложения налогом на имущества организаций в отношении грузовых автомобилей?

Организация (Челябинская область) относится к субъектам малого предпринимательства и включена в единый реестр, на балансе числятся три грузовые автомашины. Автомобили соответствуют п. 25 ст. 381 НК РФ. Организация не находится в процессе ликвидации, банкротства. На 01.01.2018 организация имела задолженность перед бюджетом по уплате пени в сумме 1,84 руб. На 01.04.2018 на момент подачи расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал 2018 года у организации нет задолженности перед бюджетом. Может ли организация в рассматриваемой ситуации воспользоваться освобождением от налогообложения налогом на имущества организаций в отношении грузовых автомобилей?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации ваша организация вправе не облагать налогом на имущество организаций грузовые автомобили.

Обоснование позиции:
С 28 января 2018 года в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Челябинской области от 27.12.2017 N 649-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 649-ЗО) ст. 5 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 449-ЗО) дополнена частью 7, согласно которой на территории Челябинской области от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождаются субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не находящиеся в процессе ликвидации и (или) банкротства и не имеющие задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября налогового периода, в котором организация применяет налоговую льготу.
Напомним, что в п. 25 ст. 381 НК РФ указано движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (данные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 01.01.2013).
Положение части 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2018, и действует по 31.12.2020 (ст. 2 Закона N 649-ЗО). Это означает, что указанным освобождением субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться с 1 квартала 2018 года.
В рассматриваемой ситуации у организации по состоянию на 01.01.2018 имелась задолженность перед бюджетом по уплате пени по НДФЛ в сумме 1,84 руб.
В части 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО содержится закрытый перечень задолженностей, при наличии которых субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают право на применение освобождения от налогообложения. Задолженность по пени по налогам (сборам, страховым взносам) в указанном перечне отсутствует.
Из анализа определений понятий "налог", "сбор", "страховые взносы", "пеня", указанных ст. 8, п. 1 ст. 75 НК РФ, следует, что правовая природа "пени" отличается от "налога", "сбора", "страховых взносов". Пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, выплачивается налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 72 НК РФ). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога, сбора, страховых взносов (п. 2 ст. 72 НК РФ).
Изложенное, применительно к части 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО, означает, что если бы законодатель хотел установить в качестве условия для применения налоговой льготы отсутствие задолженности по пени по налогам (сборам, страховым взносам), то в части 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО было бы указано условие об отсутствии задолженности по пени или же перечень задолженностей был бы открытым (смотрите пп. 2 п. 2 ст. 5 Закона Курганской области от 26.11.2003 N 347 "О налоге на имущество организаций на территории Курганской области", часть 2 ст. 4 Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", постановление восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 N 18АП-8107/15).
Таким образом, из буквального толкования части 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО следует, что задолженность по пени по налогам (сборам, страховым взносам) не является основанием для утраты права на применения освобождения от уплаты налога на имущества организаций в соответствии с частью 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО (смотрите постановление АС Московского округа от 28.04.2017 N Ф05-3947/17 по делу N А41-26069/2016). Соответственно, в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, ваша организация вправе применять налоговую льготу по налогу на имущество организаций в отношении грузовых автомобилей. Наше мнение косвенно подтверждается
К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений официальных органов и судебную практику по рассматриваемому вопросу. При этом, учитывая требование налогового органа, не исключаем, что решение о применении налоговой льготы в соответствии с частью 7 ст. 5 Закона N 449-ЗО в рассматриваемой ситуации придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

23 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.