Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация (УСН) оказывает услуги по временному проживанию (хостел). В организации имеются наемные сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. В некоторых случаях проживающие (клиенты хостела) приобретают продукты питания (готовые обеды), которые организация получает от третьего лица на основании договора кейтеринга, по условиям которого исполнитель осуществляет изготовление обедов по согласованному с заказчиком (хостелом) меню и их доставку. При этом продукты реализуются от имени организации, но без какой-либо наценки. Может ли организация (УСН), оказывающая услуги по временному проживанию (хостел), не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 в обособленном подразделении?

Организация (УСН) оказывает услуги по временному проживанию (хостел). В организации имеются наемные сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. В некоторых случаях проживающие (клиенты хостела) приобретают продукты питания (готовые обеды), которые организация получает от третьего лица на основании договора кейтеринга, по условиям которого исполнитель осуществляет изготовление обедов по согласованному с заказчиком (хостелом) меню и их доставку. При этом продукты реализуются от имени организации, но без какой-либо наценки. Может ли организация (УСН), оказывающая услуги по временному проживанию (хостел), не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 в обособленном подразделении?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Реализация обедов посетителям хостела не относится к услугам общественного питания, поскольку обособленное подразделение (хостел) не осуществляет приготовление блюд, а только перепродает готовые - изготовленные третьим лицом на основании договора, которым предусмотрено изготовление и доставка обедов по предварительному заказу (меню).
По нашему мнению, организация питания в виде реализации обедов (по заказу клиентов хостела), изготовленных сторонним лицом по договору, относится к дополнительным услугам хостела и на них распространяется действие части 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ. В связи с чем расчеты, предметом которых являются услуги хостела, в том числе дополнительные услуги, оказываемые населению, не требуют применения ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи бланка строгой отчетности.
Однако ввиду отсутствия официальных разъяснений либо примеров судебной практики, подтверждающих указанное мнение, рекомендуем обратиться в налоговый орган за разъяснением.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Помимо случаев, указанных в Законе N 54-ФЗ, на основании ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) организации, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 1 июля 2019 года.
При этом услуги должны оказываться организацией только населению - физическим лицам (смотрите информацию ФНС России от 28.11.2017).
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания указана в собирательных классификационных группировках "Платные услуги населению", утвержденных приказом Росстата от 23.05.2016 N 244.
Напомним, что на основании п. 2 ст. 2 старой редакции Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.
Таким образом, организация, оказывающая населению услуги по предоставлению мест временного проживания, вправе не применять ККТ при условии выдачи БСО при расчетах с населением за оказанные услуги до 01.07.2019.
Отметим, что Закон N 54-ФЗ связывает обязанность применения ККТ с осуществлением расчета, а не с организацией в целом. То есть обособленное подразделение обязано применять в установленном порядке зарегистрированную ККТ в случае, если такая обязанность установлена Законом N 54-ФЗ. В общем случае такая обязанность установлена п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, в соответствии с которым ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.
Следовательно, если расчеты осуществляются в обособленном подразделении, то, в случае наличия требования Закона N 54-ФЗ (с учетом норм иных актов, устанавливающих специальные правила применения ККТ, например, Закона N 290-ФЗ), именно у обособленного подразделения организации возникает обязанность применения ККТ, которая должна быть зарегистрирована по адресу такого подразделения (смотрите, например, письма Минфина России от 28.12.2017 N 03-01-10/88035, N 03-01-15/88033). В рассматриваемой ситуации в силу ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ обособленное подразделение организации при оказании услуг населению (за исключением услуг общественного питания) может не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи БСО в установленном порядке.
Однако в рассматриваемом случае, помимо оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания, организация осуществляет расчеты с население за продукты питания (готовые обеды). В связи с чем для цели применения ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ (действие которой не распространяется на услуги общественного питания при наличии наемного персонала) необходимо определить, к какому виду деятельности относятся расчеты с клиентами хостела, предметом которых являются готовые обеды.
В настоящее время действует ГОСТ Р.56184-2014 "Национальный стандарт РФ. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (далее - Стандарт), в соответствии с которым хостелом является экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей.
При этом исходя из п. 6.2 Стандарта к дополнительным услугам, оказываемым хостелами, относится организация питания (буфеты и другие объекты питания).
Отметим, что услуги по приготовлению блюд и подаче соответствующих напитков в местах временного проживания включаются в группу "Услуги общественного питания", в группировку 56.10.11. Однако в рассматриваемом случае организация не занимается самостоятельным приготовлением блюд. В рассматриваемом случае для цели организации питания в хостеле организация заключила договор, в соответствии с которым исполнитель осуществляет доставку приготовленных им обедов в хостел. При этом организация осуществляет реализацию полученных от исполнителя обедов физическим лицам - в рамках дополнительных услуг хостела.
По нашему мнению, организация питания в виде реализации готовых обедов (по заказу клиентов хостела), изготовленных сторонним лицом по договору кейтеринга, относится для цели применения ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ к дополнительным услугам хостела и не является услугами общественного питания, поскольку организация самостоятельно не осуществляет приготовление блюд, а только перепродает готовые блюда, приобретенные у изготовителя.
В связи с чем расчеты, предметом которых являются дополнительные услуги (обеды), оказываемые населению, не требуют применения ККТ организацией до 01.07.2019 при условии выдачи БСО. При этом в БСО, по нашему мнению, должно быть указано, что расчет осуществляется за дополнительные услуги хостела в рамках организации питания (реализация готовых обедов).
Однако отметим, что каких-либо официальных разъяснений либо примеров судебной практики по аналогичным вопросам (либо по вопросам признания реализации готовых обедов, приготовленных третьим лицом, посетителям гостиниц и иных мест временного размещения отдельным видом деятельности) мы не обнаружили. В связи с чем не исключен риск возникновения спора с налоговым органом.
Во избежание налоговых рисков рекомендуем на основании пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ обратиться в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.