Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Приказом ФНС от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля. Организация включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как субъект среднего предпринимательства, налоговый мониторинг в отношении организации не проводится (в том числе организация не соответствует критериям, установленным п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Обязана ли организация, имеющая статус субъекта малого и среднего предпринимательства, утверждать данное положение? Имеется ли примерный образец такого положения?

Приказом ФНС от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля. Организация включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как субъект среднего предпринимательства, налоговый мониторинг в отношении организации не проводится (в том числе организация не соответствует критериям, установленным п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Обязана ли организация, имеющая статус субъекта малого и среднего предпринимательства, утверждать данное положение? Имеется ли примерный образец такого положения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация не обязана организовывать систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509.
При этом все экономические субъекты обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета.
Рекомендации по организации и осуществлению такого внутреннего контроля приведены в информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Обоснование вывода:
С 1 января 2015 года в п. 1 ст. 82 НК РФ определена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". Соответствующие дополнения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг может проводиться только в отношении организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами (далее - организация).
Налоговый мониторинг проводится на добровольной основе. Исходя из положений ст.ст. 105.26-105.27 НК РФ для его проведения организации необходимо:
- соответствовать определенным критериям, установленным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ (заметим, что указанный пункт предусматривает одновременное соблюдение ряда условий по совокупной сумме определенных налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга; суммарному объему полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей, а также по совокупной стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга);
- представить в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга и документы (информацию), предусмотренные п.п. 1-2 ст. 105.27 НК РФ;
- предоставить налоговому органу доступ к документам и данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты им налогов и сборов. Порядок такого доступа определяется в регламенте информационного взаимодействия, составляемого по установленной форме (п. 6 ст. 105.26, п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Основанием для проведения налогового мониторинга является соответствующее решение налогового органа, которое выносится по результатам рассмотрения заявления и документов (информации), представленных организацией (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 105.26 НК РФ порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации отражается в регламенте информационного взаимодействия.
В регламенте информационного взаимодействия, в том числе, отражается информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
В соответствии с п. 7 ст. 105.26 НК РФ под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
При этом применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие требования утверждены приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля".
Таким образом, требования к организации системы внутреннего контроля, утвержденные вышеназванным приказом, обязаны применять организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг в соответствии с разделом V.2 НК РФ.
Для иных организаций положениями НК РФ не установлена обязанность организации системы внутреннего контроля в целях налогового учета. Поэтому в данной ситуации требования, утвержденные приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@, не применяются.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 402-ФЗ экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Причем порядок организации внутреннего контроля Законом N 402-ФЗ не определен. Какие-либо специальные формы или образцы положения о внутреннем контроле отсутствуют.
При организации внутреннего контроля в целях бухгалтерского учета организация может воспользоваться рекомендациями, предложенными Минфином России в информации от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Заметим, что для оформления процедур внутреннего контроля может оформляться бухгалтерская справка (п. 8.1 указанной информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013).

К сведению:
Несмотря на то что в сложившейся ситуации организация не обязана организовывать систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509, каждая организация должна организовать надлежащую систему внутреннего документооборота. Отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, а также регистров бухгалтерского и налогового учета признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена ст. 120 НК РФ.
Во исполнение пункта 6 раздела IV Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 162-р, Минфин России в п. 3 Информации от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015 сообщил следующее: "До утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, для организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 года N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526".

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Условия для осуществления налогового мониторинга;
- Энциклопедия решений. Регламент информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

1 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.