Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Кейтеринговая организация, применяющая общую систему налогообложения, организует выездные мероприятия. Организация осуществляет деятельность в области отдыха и развлечений, занимается организацией мероприятий и праздников. Счет по договору, выставляемый кейтеринговой организацией клиенту, в части организации питания на мероприятии включает стоимость закупаемых для клиента алкогольных напитков отдельной строкой (с наценкой кейтеринговой организации). Может ли кейтеринговая организация, не имея лицензии на закупку и реализацию алкогольной продукции, закупать алкогольные напитки для подачи на мероприятиях заказчика?

Кейтеринговая организация, применяющая общую систему налогообложения, организует выездные мероприятия. Организация осуществляет деятельность в области отдыха и развлечений, занимается организацией мероприятий и праздников. Счет по договору, выставляемый кейтеринговой организацией клиенту, в части организации питания на мероприятии включает стоимость закупаемых для клиента алкогольных напитков отдельной строкой (с наценкой кейтеринговой организации).
Может ли кейтеринговая организация, не имея лицензии на закупку и реализацию алкогольной продукции, закупать алкогольные напитки для подачи на мероприятиях заказчика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) без лицензии является нарушением.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок (п. 3 той же статьи).
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Оборот алкогольной продукции, под которым понимается деятельность по закупке (в том числе импорту), поставке (в том числе экспорту), хранению, перевозке и розничной продаже такой продукции (п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ), подлежит лицензированию. Лицензии выдаются на осуществление таких видов деятельности, как "закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции", "розничная продажа алкогольной продукции" (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Не подлежат лицензированию лишь те виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые перечислены в п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. К ним относится, в частности, деятельность по обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Административная ответственность за оборот алкогольной продукции (в том числе за ее розничную продажу) без соответствующей лицензии установлена ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (смотрите также п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2008 N Ф08-6308/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу N А78-6520/2009). Таким образом, если при описанных в вопросе обстоятельствах в рамках исполнения заключенного договора кейтеринговая организация осуществляет продажу заказчику алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), это свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, и является основанием для наложения административного штрафа на организацию в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота алкогольной продукции, либо без таковой (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 г. N 09АП-38264/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

6 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.