Новости и аналитикаПравовые консультации (практика)Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Возможна ли передача бюджетным учреждением материальных...

Возможна ли передача бюджетным учреждением материальных запасов, приобретенных в рамках приносящей доход деятельности, бюджетному учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, для передачи имущества, приобретенного в рамках приносящей доход деятельности, бюджетному учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств, организация должна располагать разрешением органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.

Обоснование вывода:

Распоряжение имуществом, приобретенным
в рамках приносящей доход деятельности

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац 1 п. 1 ст. 120 ГК РФ).
Обращаем внимание на то, что исходя из содержания абзаца 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ любое имущество принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления, в том числе:
- имущество, закрепленное за ним собственником;
- имущество, приобретенное учреждением (за счет любых источников).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом:
- в пределах, установленных законом;
- в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Учреждение распоряжается своим имуществом с учетом ограничений, установленных ст. 298 ГК РФ.
В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником), никаких сомнений не возникает - учреждение не вправе распоряжаться таким имуществом (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, осуществление каких-либо действий с таким имуществом возможно только на основании решения органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом.
В то же время п. 2 ст. 298 ГК РФ предусмотрено, что доходы учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Сразу отметим, что действующее законодательство не предусматривает механизм реализации данной нормы. Напротив, оно содержит ряд ограничений, связанных с распоряжением таким имуществом.
1. Как было указано выше, согласно положениям гражданского законодательства все имущество принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления. При этом, например, в рассматриваемой ситуации имущество находится в государственной собственности - принадлежит Российской Федерации (ст. 214 ГК РФ).
Напомним, что в соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Учитывая тот факт, что бюджетные учреждения владеют и пользуются всем своим имуществом, предоставление им возможности самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным в рамках приносящей доход деятельности, фактически свидетельствовало бы о возникновении у учреждений права собственности на такое имущество.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 подчеркивается, что ГК РФ, не регламентируя содержание права бюджетного учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, определяет, что учреждение в силу ст. 120, ст. 296, ст. 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности.
2. Право на распоряжение любым имуществом ограничивается также и положениями п. 1 ст. 296 ГК РФ - бюджетное учреждение распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
3. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Следовательно, в рассматриваемой ситуации нормы ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с положениями бюджетного законодательства.
Напомним, что до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, применяются переходные положения, установленные частью 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (далее - Закон N 63-ФЗ).
Согласно п. 3 части 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ бюджетное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от приносящей доход деятельности на основании:
1. Закона (решения) о бюджете;
2. Генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
3. Устава;
4. Сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденной в установленном порядке.
Таким образом, осуществление любых расходов в рамках приносящей доход деятельности ограничивается генеральным разрешением и утвержденной в установленном порядке сметой доходов или расходов. При этом такие расходы должны быть направлены на обеспечение деятельности бюджетного учреждения. По нашему мнению, вполне обоснованно можно сделать следующий вывод: право распоряжения имуществом, приобретенным в рамках приносящей доход деятельности, должно быть неразрывно связано с правом бюджетного учреждения на расходование денежных средств, поступающих в рамках такой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, считаем, для передачи любого имущества бюджетному учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств, организация должна располагать разрешением органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
Пунктом 62 Инструкции N 148н прямо предусмотрена возможность безвозмездной передачи материальных запасов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности.
Таким образом, учитывая положения п. 62 Инструкции N 148н, при наличии соответствующего разрешения, полученного через главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в бюджетном учете может быть сделана следующая проводка (корреспонденция N 39 в Приложении N 1 к Инструкции N 148н):
Дебет КРБ 240101241 Кредит КРБ 210500440 - материальные запасы переданы бюджетному учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

23 апреля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.