Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бухгалтерском учете бюджетного учреждения на счете 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" с 2017 года числится остаток в размере 10 000 рублей. Вернуть средства учреждение не может, так как в 2017 году организация была ликвидирована. Как бюджетному учреждению списать с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение?

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения на счете 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" с 2017 года числится остаток в размере 10 000 рублей. Вернуть средства учреждение не может, так как в 2017 году организация была ликвидирована. Как бюджетному учреждению списать с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения списание задолженности со счета 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" необходимо отразить с применением счета 3 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". В целях отражения операций по начислению и поступлению доходов в размере средств во временном распоряжении выбор счета расчетов, АнКВД и КОСГУ действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован. Поэтому окончательный вариант учета, а также АнКВД и код КОСГУ для конкретной хозяйственной ситуации учреждению необходимо согласовать с учредителем и (или) финансовым органом и закрепить в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
Суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов, относятся к средствам во временном распоряжении. Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, применяется счет 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. 267 Инструкции N 157н). Операции со средствами, полученными во временное распоряжение, учитываются в рамках вида деятельности "3" (п. 21 Инструкции N 157н).
В рассматриваемом случае с 2017 года в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на счете 3 304 01 000 учитываются средства во временном распоряжении, которые вернуть контрагенту не представляется возможным, так как он исключен из ЕГРЮЛ (организация ликвидирована).
В определенных случаях средства во временном распоряжении могут переводиться в состав собственных средств и учитываться в качестве доходов от приносящей доход деятельности. Вместе с тем учесть в составе собственных доходов средства во временном распоряжении возможно в случае признания их судом бесхозяйными, если учреждение будет признано правообладателем таких средств (ст. 225, 226 ГК РФ, смотрите также письма Минфина России от 24.04.2020 N 02-08-10/34472, от 15.08.2019 N 02-07-10/62096).
Конкретный порядок списания кредиторской задолженности в указанной ситуации не урегулирован и определяется учреждением самостоятельно.
В то же время после получения решения суда о признании данных средств во временном распоряжении бесхозяйными и если учреждение будет признано правообладателем таких средств, полагаем, что учреждение может списать их по аналогии со списанием невостребованной кредиторской задолженности. Положения п. 371 Инструкции N 157н указывают на то, что принятие решения о списании кредиторской задолженности принимается профильной комиссией. Соответственно, в целях принятия решения о списании такой кредиторской задолженности в учреждении может быть принято и закреплено в локальном акте решение о создании профильной комиссии или наделении соответствующими полномочиями уже действующей комиссии.
Таким образом, основанием для списания невостребованных средств, относящихся к средствам во временном распоряжении, и перевода их в состав собственных доходов служит документально оформленное решение профильной комиссии учреждения в форме, установленной локальным актом учреждения, которое принимается на основании судебного решения о признании денежных средств бесхозяйными и признании бюджетного учреждения правообладателем таких средств.
В случае перевода средств во временном распоряжении в состав собственных доходов бюджетному учреждению необходимо оформить в бухгалтерском учете списание средств с кода вида деятельности 3 "Средства во временном распоряжении" и отражение начисления и поступления дохода с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".
Согласно п. 136 Инструкции N 174н списание с балансового учета задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованной владельцем, при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) отражается по дебету счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами" и кредиту счета 3 304 06 730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами".
В целях отражения операций по начислению и поступлению доходов в размере средств во временном распоряжении выбор аналитической группы подвида доходов бюджетов и кода КОСГУ нормативными документами не урегулирован. Исходя из экономической сущности осуществляемой операции, она может быть отражена с применением одной из подстатей статьи 150 "Безвозмездные денежные поступления текущего характера" КОСГУ (подп. 9.5 п. 9 Порядка N 209н). В конкретной ситуации это может быть подстатья 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)" КОСГУ. В то же время Минфин России в письме N 02-08-10/34472 рекомендовал в таких случаях применение подстатьи 189 "Иные доходы" КОСГУ. Статья аналитической группы подвида доходов бюджетов при этом будет 150 "Безвозмездные денежные поступления" или 180 "Прочие доходы" соответственно. В силу неурегулированности данного вопроса окончательный выбор АнКВД и кода КОСГУ бюджетному учреждению необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закрепить в учетной политике учреждения.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 205 55 562 Кредит 2 401 10 155
- отражено начисление доходов в размере средств во временном распоряжении, подлежащих признанию доходами учреждения в установленном порядке;
2. Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 304 06 732
- отражено списание с балансового учета задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованной владельцем;
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 205 55 662
- отражен перевод средств во временном распоряжении в состав собственных доходов учреждения;
4. Дебет 3 304 06 832 Кредит 3 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)*(1)
- отражено уменьшение остатка средств во временном распоряжении на лицевом счете учреждения;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 150, КОСГУ 155)
- отражено увеличение остатка собственных средств на лицевом счете учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение. Счет 304 01 (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, в случае их перевода в состав доходов (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Корреспонденция счетов применяется для корректировки остатка средств в разрезе источников финансового обеспечения при осуществлении некассовых операций (без движения средств на лицевом (банковском) счете) по источникам финансового обеспечения, операции со средствами которых отражаются на одном лицевом (банковском) счете.