Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация посредством аукциона провела работы по строительству универсальной спортивной площадки на улице на территории школы. По каким КОСГУ и КВР отразить в учете расходы на строительство? Необходимо ли на площадку получать паспорт как на недвижимое имущество (если данный объект относится к недвижимости и подлежит обложению налогом на имущество)? Является ли спортивная площадка объектом капитального строительства? Увеличивает ли данный объект стоимость недвижимого имущества (здания школы, если данный объект подлежит включению в состав школы)?

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация посредством аукциона провела работы по строительству универсальной спортивной площадки на улице на территории школы. По каким КОСГУ и КВР отразить в учете расходы на строительство? Необходимо ли на площадку получать паспорт как на недвижимое имущество (если данный объект относится к недвижимости и подлежит обложению налогом на имущество)? Является ли спортивная площадка объектом капитального строительства? Увеличивает ли данный объект стоимость недвижимого имущества (здания школы, если данный объект подлежит включению в состав школы)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения построенную спортивную площадку целесообразно учесть в качестве самостоятельного инвентарного объекта. Следовательно, стоимость здания - недвижимого имущества данный объект увеличивать не будет.
2. Вопрос квалификации спортивной площадки в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения с учетом имеющихся документов и характеристик объекта. Кроме того, вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов. С учетом разнообразной судебной практики, к сожалению, дать однозначный ответ на вопрос, к какому имуществу (движимому или недвижимому) относится спортивная площадка, не представляется возможным.
3. Выбор КВР и обязанность уплаты налога на имущество должны были зависеть от того, является или нет спортивная площадка объектом недвижимого имущества, а именно: расходы на ее строительство следовало отразить по КВР 407 или КВР 244 в увязке со статьей 310 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Спортивная площадка - плоскостной объект спорта, имеющий соответствующие габариты, разметку и оборудование по видам спорта, предназначенный для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий (п. 3.20 Национального стандарта РФ ГОСТ 55529-2013 "Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 594-ст). Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, спортивные площадки относятся к объектам благоустройства.
Детальный порядок учета объектов благоустройства, как правило, устанавливается в положениях учетной политики учреждения. Вместе с тем исходя из критериев, перечисленных в пп. 7, 8, 10 стандарта "Основные средства", спортивные площадки возможно отнести в состав основных средств, поскольку имеют все необходимые признаки: это объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для эксплуатации в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг (смотрите также письмо Минфина России от 09.07.2014 N 02-06-10/33303). Таким образом, построенную спортивную площадку на территории школы бюджетному учреждению следовало учесть в качестве самостоятельного инвентарного объекта. Соответственно, стоимость здания недвижимого имущества данный объект не увеличивает.
В 2019 году в целях ведения бухгалтерского учета значения КБК определялись согласно Порядку N 132н, а перечень кодов КОСГУ и порядок их применения как для прошлого года, так и для настоящего установлены в Порядке N 209н.
Расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, отражаются с использованием статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (подп. 11.1 п. 11 Порядка N 209н).
В отношении кода видов расходов необходимо отметить следующее.
Выбор КВР должен был зависеть от того, является или нет спортивная площадка объектом капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, который, в свою, очередь, на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/76518). Обратим внимание, что вопрос квалификации спортивной площадки в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения с учетом имеющихся документов и характеристик объекта.
Согласно п. 36 Инструкции N 157н объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, принимаются к учету на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Поэтому для постановки на балансовый учет объекта недвижимости в наличии у бюджетного учреждения обязательно должен быть документ о регистрации права, то есть выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Конкретные виды объектов гражданских прав приведены в п. 1 ст. 130 ГК РФ только как примеры. Какого-либо закрытого перечня недвижимого имущества или жестких критериев отнесения тех или иных объектов к нему законодательство не содержит. Из определения в п. 1 ст. 130 ГК РФ следует, что главный признак недвижимости - это прочная связь с землей, что является в определенной степени категорией оценочной. Потому ее наличие для объектов, прямо не называемых недвижимостью в законе, может быть установлено только в каждом конкретном случае.
Какого-либо исчерпывающего перечня разновидностей такого рода недвижимых вещей или формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к недвижимости в силу присущих им свойств законодательство не устанавливает. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного искусственно созданного и прочно связанного с землей объекта во многом зависит от фактических обстоятельств дела, характеристик конкретного объекта, его функционального назначения, обстоятельств его создания и т.п. Суды исходят из того, что, помимо тесной связи с землей, объект недвижимого имущества должен соответствовать и таким критериям, как:
- обладание полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится объект;
- обладание полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Таким образом, при возникновении споров об отнесении каких-либо объектов к недвижимому имуществу важное значение приобретает, в частности, являющийся в большей степени не юридическим, а техническим вопрос о соответствии признакам недвижимости физических свойств и технического назначения этих объектов.
Кроме того, не так давно специалисты финансового ведомства напомнили, что объектами обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, признаваемое таковым в соответствии с нормами ГК РФ, - подлежащие государственной регистрации здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. Указан один из важных критериев для оценки объекта в качестве недвижимого имущества: в силу норм Градостроительного кодекса для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов (письмо Минфина России от 13.11.2019 N 03-05-05-01/87416).
Отметим, что правоприменительная практика по данному вопросу различна. Суды признают спортивные площадки как движимым, так и недвижимым имуществом, в зависимости от соблюдения определенных критериев*(1). Поэтому, к сожалению, дать однозначный ответ на вопрос, к какому имуществу (движимому или недвижимому) относится спортивная площадка, не представляется возможным.
Таким образом, выбор КВР и обязанность уплаты налога на имущество должны были зависеть от того, является или нет спортивная площадка объектом недвижимого имущества. Так, в соответствии с подп. 51.4.2 п. 51 Порядка N 132н в 2019 году расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по осуществлению капитальных вложений (в том числе на строительство) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности отражались по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями". Если же спортивная площадка не должна была относиться к недвижимому имуществу, то строительство (создание) некапитальных строений, сооружений должно было отражаться по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/76518).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2019 N Ф01-2166/19 по делу N А28-6941/2018;
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 N 02АП-10398/18;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2009 N А32-21057/2008;
- постановление Пятнадцатого ААС от 19.05.2009 N 15АП-8720/2008;
- постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 N 07АП-7145/09;
- определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.03.2012 N 33-8841;
- решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2014 N А12-24776/2014.