Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение заключило договор поставки и приобретает ванну моечную из нержавеющей стали для пищеблока. По итогам исполнения договора будет предоставлена товарная накладная. Данная ванна моечная в форме стола приобретается не взамен старой. По какой статье КОСГУ отразить приобретение ванны моечной из нержавеющей стали для пищеблока и в случае учета в составе основных средств к какому коду ОКОФ отнести?

Автономное учреждение заключило договор поставки и приобретает ванну моечную из нержавеющей стали для пищеблока. По итогам исполнения договора будет предоставлена товарная накладная. Данная ванна моечная в форме стола приобретается не взамен старой. По какой статье КОСГУ отразить приобретение ванны моечной из нержавеющей стали для пищеблока и в случае учета в составе основных средств к какому коду ОКОФ отнести?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение об отнесении такого имущества, как ванны моечные из нержавеющей стали, к основным средствам или материальным запасам может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов и цели их приобретения. В зависимости от принятого решения расходы на приобретение ванны моечной могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или на одну из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, в частности, подстатью 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). При этом в соответствии с п. 3 Порядка N 209н выбор КОСГУ осуществляется в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции.
Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов основных средств отражаются с использованием статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н), в то время как расходы на приобретение (изготовление) материальных запасов отражаются по одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н).
Таким образом, для того, чтобы отнести расходы на приобретение ванны моечной на конкретную статью (подстатью) КОСГУ, необходимо определить, к какому виду нефинансовых активов относится данное имущество, что будет зависеть непосредственно от цели приобретения такого имущества и его характеристик.
Принятие решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Вместе с тем, во избежание претензий со стороны контролирующих органов, комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа технических характеристик приобретаемых активов.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п. 7, 8 Стандарта "Основные средства", п. 38, п. 10 Стандарта "Основные средства", объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта "Основные средства" объекты НФА не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Например, в случае, если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение, что целью приобретения ванны моечной является проведение ремонтных работ в помещении пищеблока для приведения его в соответствие требованиям действующих нормативно-правовых актов (например, в соответствие требованиям Методических рекомендаций MP 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.05.2020), при этом данный объект нефинансовых активов будет встраиваться в здание, то есть являться его неотъемлемой частью, то приобретение ванны может быть классифицировано как приобретение материального запаса, который после проведения ремонтных работ будет учитываться в составе помещения пищеблока (здания).
В соответствии с п. 11.4.4 Порядка N 209н расходы на приобретение материальных запасов в целях проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями, в том числе для проведения ремонтных работ недвижимого имущества (смотрите, в частности, Информацию Минфина России от 13.05.2019, письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075), отражаются по подстатье 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ.
В дальнейшем после установки ванны моечной в рамках ремонта помещения пищеблока такой объект материального запаса (строительного материала) списывается на расходы текущего периода.
В случае если, с учетом конкретных характеристик объекта, цели его использования, возможности демонтажа (иных критериев) комиссией будет принято решение об учете ванны моечной в качестве самостоятельного объекта основных средств расходы на приобретение ванны могут быть отражены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Срок полезного использования ванны при этом должен составлять более 12 месяцев.
При отнесении ванны моечной к самостоятельному объекту основного средства код ОКОФ также определяется комиссией по поступлению и выбытию активов в соответствии с положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС).
Вместе с тем ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) не содержит кода, на который прямо можно было бы отнести ванну моечную. В такой ситуации можно порекомендовать присвоить наиболее близкий по своему описанию и характеристике код ОКОФ. При этом можно дополнительно ориентироваться на положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94.
В соответствии с ОКОФ ОК 013-94 ванны моечные могли быть отнесены к коду ОКОФ 14 2897443 "Мойки из нержавеющей стали", то есть отнесены к группе машины и оборудование. Учитывая требование п. 3 Инструкции N 157н о том, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности, ванна моечная может быть учтена по коду ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) 330.28.29 "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки" по общей группе, так как наиболее подходящего кода для рассматриваемой ситуации положения ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), на наш взгляд, не содержит.
В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, код ОКОФ 330.28.29 включен в третью амортизационную группу - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно, четвертую амортизационную группу - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно, и пятую амортизационную группу - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Однако, в соответствии с примечаниями к Классификации, ванна моечная не может быть отнесена ни к одной их этих амортизационных групп. Соответственно, срок полезного использования в такой ситуации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов, исходя из положений подп. б п. 35 Стандарта "Основные средства".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

24 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.