Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация поселения для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия планирует заключить договор на услуги по разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия и по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия. Какой вид расхода (244 или 243) следует применить для оплаты данных услуг?

Администрация поселения для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия планирует заключить договор на услуги по разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия и по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия. Какой вид расхода (244 или 243) следует применить для оплаты данных услуг?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы администрации по договору на услуги по разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия и по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия расходы подлежат отражению с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие элементы видов расходов бюджетной классификации, организации бюджетной сферы применяют положения приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н), исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 48 Порядка N 85н).
Так, согласно прямой норме п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы на реставрацию государственного (муниципального) имущества необходимо отражать с применением элемента вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества". А по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Объектами культурного наследия (далее - ОКН) называют памятники культуры и истории. Это здания и сооружения, а также связанные с ними предметы материальной культуры, создание которых связано с определенными историческими событиями. Они представляют ценность для археологии, истории, градостроительства, искусства, архитектуры, антропологии, эстетики, этнологии и других областей науки, выступают как свидетельства цивилизаций и эпох, подлинные источники сведений о процессах зарождения и развития человеческой культуры.
Сохранение ОКН - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности ОКН, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление ОКН для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, подп. 3.1.10 п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 593-ст (далее - ГОСТ Р 55528-2013)).
Так, научно-проектная документация представляет собой единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению ОКН, разработанной в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и при наличии разрешения на разработку научно-проектной документации, в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ, выданных соответствующим органом охраны ОКН (подп. 3.1.21 п. 3.1 ГОСТ Р 55528-2013). Проведение научно-исследовательских и научно-изыскательских работ для обоснования проектных решений осуществляется как до выполнения ремонтно-реставрационных работ на ОКН, так и в процессе их проведения.
Объем разрабатываемой документации должен обеспечить необходимый уровень исследований и проектных решений, гарантирующих сохранность ОКН, и отвечать требованиям государственной охраны ОКН (памятников истории и культуры), а также государственной экспертизы научно-проектной документации в части конструктивной и технологической устойчивости и безопасности (п. 5.4 ГОСТ Р 55528-2013). Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (далее - Постановление N 569). В соответствии со ст. 30 Постановления N 569 объектом историко-культурной экспертизы является в том числе документация, обосновывающая проведение работ по сохранению ОКН, к которой относится научно-проектная и (или) проектная документация.
Расходы на разработку научно-проектной документации, а также проведение ее государственной экспертизы - это неотъемлемая часть расходов на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению ОКН, так как они являются обязательными в силу действующего законодательства. Кроме того, специалисты финансового ведомства в своих официальных разъяснениях указывают, что расходы по разработке проектно-сметной документации на ремонт объектов отражаются с применением тех элементов видов расходов, с применением которых отражаются непосредственно сами расходы на ремонт (смотрите, в частности, письма Минфина России от 02.04.2020 N 02-05-10/26243, от 20.07.2020 N 02-05-05/63282). Соответственно, исходя из назначения, такие расходы подлежат отражению с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

23 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.