Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение выставляет претензии поставщикам, пени за нарушение условий контракта и отсылает их по почте. При этом поставщики либо не всегда отвечают на претензии, либо, не согласившись с ними, письменные возражения не присылают. Надо ли ставить на учет такие претензии, если их сумма незначительная? Как списывать дебиторскую задолженность по таким претензиям?

Бюджетное учреждение выставляет претензии поставщикам, пени за нарушение условий контракта и отсылает их по почте. При этом поставщики либо не всегда отвечают на претензии, либо, не согласившись с ними, письменные возражения не присылают. Надо ли ставить на учет такие претензии, если их сумма незначительная? Как списывать дебиторскую задолженность по таким претензиям?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сам по себе факт направления претензии с целью взыскания пени или неустойки дает основания полагать, что должностными лицами учреждения установлено нарушение контрагентом условий договора, а значит, у учреждения есть основания отражать дебиторскую задолженность на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Если предприняты все объективно возможные меры к взысканию дебиторской задолженности, то в учреждении в общеустановленном порядке может быть принято решение о списании такой задолженности в случае признания ее сомнительной.

Обоснование вывода:
Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в настоящее время предусмотрена чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В силу ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Расчеты по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг учитываются на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). В бюджетном учреждении суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 2 209 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 2 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 109 Инструкции N 174н).
Отметим, что каждый факт хозяйственной жизни должен найти свое отражение в учете учреждения. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяют существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 17 Стандарта "Концептуальные основы..."). Однако до формирования отчетности у учреждения нет возможности оценить, насколько существенна или несущественна информация о начисленных пени и неустойках, даже если их сумма не значительна. Таким образом, если должностными лицами учреждения был установлен факт нарушения контрагентом условий договора, учреждение воспользовалось своим правом и рассчитало сумму штрафных санкций, а также направило соответствующую претензию контрагенту, то такой факт следует отражать в учете. В то же время, учитывая неопределенность, связанную с тем, что контрагент может не ответить на претензию или оспорить ее, в учете учреждения такой факт отражается как признание доходов будущих периодов с применением счета 401 40 "Доходы будущих периодов" (п. 7 Стандарта "Доходы", п. 301 Инструкции N 157н). Дальнейшее взыскание задолженности может осуществляться в том числе и в судебном порядке.
Если учреждением предприняты все объективно возможные меры ко взысканию дебиторской задолженности, при этом задолженность не погашена, то учреждением в общеустановленном порядке может быть принято решение о признания ее сомнительной и списании с балансового учета*(1). Операции по списанию сомнительной (безнадежной к взысканию) задолженности по неустойкам с балансового учета отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" (п. 110 Инструкции N 174н) на основании соответствующего решения комиссии учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

4 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее в материалах:
- Энциклопедия решений. Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы);
- Вопрос: Может ли бюджетное учреждение по сроку исковой давности (три года в соответствии со ст. 196 ГК РФ) списать неустойку, чтобы закрыть контракт?