Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В казенном учреждении на балансе числятся легковые автомобили на счете 101 35. Срок их полезного использования истек. Остаточной стоимости не имеют. Автомобили на данный момент не используются, так как требуют капитального ремонта, находятся на стоянке. Принято решение об их продаже. Как отражается в учете реализация транспортного средства? Нужна ли дооценка? На какой КБК отнести доход от продажи автомобилей? Нужна ли независимая оценка автомобилей?

В казенном учреждении на балансе числятся легковые автомобили на счете 101 35. Срок их полезного использования истек. Остаточной стоимости не имеют. Автомобили на данный момент не используются, так как требуют капитального ремонта, находятся на стоянке. Принято решение об их продаже. Как отражается в учете реализация транспортного средства? Нужна ли дооценка? На какой КБК отнести доход от продажи автомобилей? Нужна ли независимая оценка автомобилей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация казенным учреждением транспортного средства возможна только после получения соответствующего согласования собственника имущества учреждения.
При принятии решения о продаже автомобиля коммерческой организации или физическому лицу казенному учреждению необходимо в учете отразить операции по переоценке реализуемого объекта до его справедливой стоимости. Первичным документом для отражения переоценки основного средства в связи с его продажей может являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании полученного от независимого оценщика заключения об оценке.
Доходы бюджета от реализации основных средств отражаются с применением статьи 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ и АнКВД 410 "Уменьшение стоимости основных средств".

Обоснование вывода:
Имущество, закрепляемое за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления, находится соответственно в государственной (федеральная собственность или собственность субъекта РФ) или муниципальной собственности (пп. 1 и 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ). Казенное учреждение отчуждает любое имущество только с согласия его собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В силу п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов основных средств допускается только после утверждения руководителем учреждения решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества. То есть в данной ситуации реализация транспортного средства возможна только после получения соответствующего согласования собственника имущества учреждения. Порядок согласования устанавливается собственником имущества. Таким образом, выбытие автомобиля вследствие его реализации оформляется решением руководителя учреждения, согласованного с учредителем (собственником имущества).
При этом следует отметить, что полное начисление амортизации транспортного средства, а также истечение срока полезного использования не являются основанием для списания объекта с балансового учета. При принятии решения о реализации имущества как основного средства оснований для списания со счета 0 101 35 "Транспортные средства - иное движимое имущество учреждения" также не имеется.
Согласно п. 29 Стандарта "Основные средства", п. 28 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости. Справедливая стоимость в этом случае определяется методом рыночных цен (п. 30 стандарта "Основные средства").
Следовательно, в рассматриваемой ситуации при принятии решения о реализации автомобиля коммерческой организации или физическому лицу казенному учреждению необходимо в учете отразить операции по переоценке реализуемого объекта до его справедливой стоимости. Первичным документом для отражения переоценки основного средства в связи с его продажей может являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании полученного от независимого оценщика заключения об оценке (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). В соответствии с п. 9.7.6 Порядка N 209н операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, относятся на подстатью 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ.
В данной ситуации при переоценке объекта основных средств следует пересчитать и сумму накопленной амортизации (п. 41, 42 Стандарта "Основные средства"). При этом положения Стандарта "Основные средства" предусматривают различные варианты учета суммы накопленной амортизации, исчисленной на момент переоценки:
- пересчет амортизации пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств: сумма накопленной амортизации и балансовая стоимость объекта основных средств умножаются на одинаковый коэффициент. Учитывая, что полученная в результате переоценки остаточная стоимость должна быть равна переоцененной стоимости, такой способ отражения пересчета накопленной амортизации применим при наличии у объекта основных средств остаточной стоимости по состоянию на дату переоценки;
- накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта по кредиту соответствующего балансового счета учета основных средств, после чего остаточная стоимость увеличивается на сумму дооценки до справедливой стоимости по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств.
Выбранный вариант отражения переоценки реализуемого основного средства необходимо также закрепить в рамках учетной политики учреждения. Остаточная стоимость объекта основных средств после переоценки должна соответствовать переоцененной (справедливой) стоимости на дату проведения переоценки (п. 41 Стандарта "Основные средства").
Вместе с тем доходы от реализации основных средств казенными учреждениями учитываются на счете 0 205 71 000 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами" (п. 91 Инструкции N 162н). Финансовый результат от реализации основных средств отражается на счете 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 120 Инструкции N 162н).
Согласно п. 9.7.2 Порядка N 209н на подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ относятся операции, которые формируют финансовый результат от реализации активов, в частности, основных средств. Однако для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 172 КОСГУ не применяется, а используется только для выявления финансового результата от операций с активами в целях бюджетного учета.
Доходы бюджета от реализации основных средств отражаются с применением статьи 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ и АнКВД 410 "Уменьшение стоимости основных средств" (п. 12.1 Порядка N 209н, п. 12.2.1 Порядка N 85н). При этом средства от продажи имущества казенного учреждения не являются доходами учреждения, а подлежат перечислению в бюджет (абзац 3 п. 3 ст. 41 БК РФ).
Также во избежание разногласий с контрагентом целесообразно предусмотреть непосредственно в договоре купли-продажи конкретный порядок документального оформления хозяйственной операции с указанием формы первичного учетного документа, подтверждающего факт продажи транспортного средства. Факт передачи автомобиля при его продаже может быть оформлен Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), оговорив его использование договором купли-продажи. При этом согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при продаже объектов нефинансовых активов следует определить в рамках учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами документами:
- Энциклопедия решений. Учет продажи основных средств (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Согласование сделок с использованием отдельных видов имущества госучреждений;
- Энциклопедия решений. Продажа имущества, закрепленного за учреждениями бюджетной сферы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

12 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.