Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учредителем в 2020 году были приобретены основные средства для их последующей безвозмездной передачи подведомственному бюджетному учреждению. Учредитель передает капитальные вложения в объекты основных средств с применением счета 106 00. Акт ввода в эксплуатацию отсутствует. Может ли комиссия учреждения составить акт ввода в эксплуатацию основного средства и в какой форме?

Учредителем в 2020 году были приобретены основные средства для их последующей безвозмездной передачи подведомственному бюджетному учреждению. Учредитель передает капитальные вложения в объекты основных средств с применением счета 106 00. Акт ввода в эксплуатацию отсутствует.
Может ли комиссия учреждения составить акт ввода в эксплуатацию основного средства и в какой форме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение может самостоятельно разработать порядок и формы первичных учетных документов, на основании которых объекты основных средств будут передаваться в эксплуатацию, закрепив свое решение в учетной политике. Принятие к учету объектов основных средств, а следовательно, и составление утвержденного учетной политикой бюджетного учреждения акта при вводе объекта в эксплуатацию входит в компетенцию комиссии по поступлению и выбытию активов.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 20 Стандарта "Концептуальные основы..." все хозяйственные операции, осуществляемые организацией бюджетной сферы, должны оформляться на основании первичных учетных документов. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
В рассматриваемой ситуации учреждение получает основные средства. Поскольку дополнительных действий (поверка, калибровка, испытания и т.д.) для указанных объектов основных средств не требуется, то учреждение может передать их в эксплуатацию в момент получения. Однако такой порядок желательно зафиксировать в учетной политике учреждения.
Вместе с тем согласно п. 34 Инструкции N 157 принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным учетным документом).
Стоит отметить, что перечень форм первичных учетных документов, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, не содержит такого документа, как акт ввода в эксплуатацию, также в нем не содержится форма решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое необходимо использовать в качестве оправдательного документа при принятии к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации.
Одновременно с этим стоит отметить, что в соответствии с Методическими указаниями при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями) оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт о приеме-передаче (ф. 0504101)). Следовательно, учреждение может принять решение об использовании указанного Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) в качестве оправдательного документа, т.к. поля, содержащиеся в документе, позволяют установить срок эксплуатации, дату ввода в эксплуатацию и иные показатели, необходимые для принятия к учету объекта основных средств.
Вместе с тем учреждение может самостоятельно разработать порядок и формы первичных учетных документов для передачи основных средств в эксплуатацию и закрепить их в своей учетной политике. Разработанные документы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...".
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что нормативные документы не содержат форму такого документа, как акт ввода в эксплуатацию. Учреждение может самостоятельно разработать порядок и формы первичных учетных документов, на основании которых объекты основных средств будут передаваться в эксплуатацию, либо использовать в качестве первичного учетного документа Акт о приеме-передаче (ф. 0504101).
В свою очередь, составление утвержденного учетной политикой бюджетного учреждения акта при вводе объекта в эксплуатацию входит в компетенцию комиссии по поступлению и выбытию активов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.