Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение получило кредитные средства на расчетный счет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 указанные средства субсидируются Министерством экономического развития Российской Федерации, возвращать их учреждению нет необходимости. Какими бухгалтерскими записями отразить поступление средств, в рамках какого КФО? Нужно ли отражать поступление средств в качестве доходов?

Бюджетное учреждение получило кредитные средства на расчетный счет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 указанные средства субсидируются Министерством экономического развития Российской Федерации, возвращать их учреждению нет необходимости.
Какими бухгалтерскими записями отразить поступление средств, в рамках какого КФО? Нужно ли отражать поступление средств в качестве доходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у учреждения нет оснований рассматривать поступление средств в качестве доходов, такое поступление является привлечением кредитных средств и отражается в рамках приносящий доход деятельности. Действующая инструкция по бухгалтерскому учету не содержит бухгалтерских записей для отражения указанной ситуации, следовательно, корреспонденции счетов бюджетному учреждению следует разработать самостоятельно и согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 (далее - Постановление N 696) субсидия предоставляется кредитной организации, а не учреждению. Кроме того, учреждением изначально заключается кредитный договор, и списание задолженности осуществляются при соблюдении определенных условий, указанных в постановлении N 696. Таким образом, в момент получения средств рассматривать их в качестве доходов, по нашему мнению, нет оснований, доходом указанные средства могут быть признаны только при списании задолженности. Следовательно, указанные в вопросе средства следует рассматривать в качестве кредитных.
Напомним, что бюджетные учреждения в силу положений п.п. 8, 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ не вправе открывать расчетные и иные счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Тем не менее существуют исключения*(1), которые позволяют бюджетным учреждениям открывать счета в кредитных организациях. Однако рассматриваемый случай к списку исключений не относится, в то же время положениями Инструкции N 174н предусмотрен счет 202 21, который используется для отражения операций на расчетных счетах бюджетного учреждения, открытых в кредитных организациях.
Поступление средств полученных кредитов, а также осуществляемые за счет этих средств расходы по общему правилу отражаются в составе доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В свою очередь, для отражения расчетов с кредиторами по долговым обязательствам в рублях, не являющимся государственным (муниципальным) долгом в соответствии с п.п. 248, 251 Инструкции N 157н, используется одноименный счет 301 14.
Поскольку Инструкции N 174н не содержит бухгалтерских записей для отражения поступления кредитных средств на расчетный счет бюджетного учреждения, применяемые для рассматриваемой ситуации корреспонденции следует разработать самостоятельно и согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н. При разработке схемы корреспонденции за основу может быть использована корреспонденция, предусмотренная п.п. 77, 127 Инструкции N 183н которая используется автономными учреждениями.
Согласно п.п. 62.6.1, 62.7.1 Порядка N 85н операции, связанные с получением кредита и возвратом основного долга по кредиту, относятся на статьи 710 "Увеличение внутренних долговых обязательств" и 810 "Уменьшение внутренних долговых обязательств" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов соответственно. В свою очередь, операции, связанные с увеличением (уменьшением) внутренних долговых обязательств, в том числе получение кредитов, поименованы в описании статей 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" и 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ (п.п. 15.1, 16.1 Порядка N 209н).
Вместе с тем в соответствии с условиями кредитного договора учреждению также необходимо начислять проценты за пользование кредитными средствами. Такие расходы следует отражать с использованием подстатьи 233 "Обслуживание долговых обязательств учреждений" КОСГУ (пп. 10.3.3 п. 10 Порядка N 209н). При разработке корреспонденций счетов также следует учесть, что на подстатью 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат по списанию дебиторской задолженности при прощении долга (п. 9.7.3 Порядка N 209н).
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710 (основной долг),
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (710 АнКВИ; 710 КОСГУ)
- отражено зачисление кредитных средств на расчетный счет учреждения;
2. Дебет 2 401 20 233 Кредит 2 301 14 710 (проценты)
- отражено начисление процентов;
3. Дебет 2 301 14 810 (проценты) Кредит 2 301 14 710 (основной долг)
- отражен "перевод" начисленных по льготным ставкам процентов в состав основного долга;
4. Дебет 2 301 14 810 (основной долг) Кредит 2 401 10 173
- отражено списание задолженности перед банком.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об существующих исключениях смотрите в материале:
- Энциклопедия решений. Счета организаций бюджетной сферы. Счета бюджетных и автономных учреждений в кредитных организациях.