Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенному учреждению (регион - участник пилотного проекта ФСС) ФСС возместило сумму на покупку СИЗ в рамках предупредительных мер по распространению новой коронавирусной инфекции. Учреждение является администратором доходов в полном объеме. Каким образом отразить операции в учете казенного учреждения? Может ли учреждение восстановить кассовый расход по покупке СИЗ?

Казенному учреждению (регион - участник пилотного проекта ФСС) ФСС возместило сумму на покупку СИЗ в рамках предупредительных мер по распространению новой коронавирусной инфекции. Учреждение является администратором доходов в полном объеме.
Каким образом отразить операции в учете казенного учреждения? Может ли учреждение восстановить кассовый расход по покупке СИЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по поступлению средств, возмещаемых Фондом социального страхования в соответствии с Правилами N 580н, является операцией по поступлению доходов от компенсации затрат и не может рассматриваться в качестве операции по восстановлению кассовых выплат.
Перечисление в доход бюджета поступлений, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, может быть отражено по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".
Схему корреспонденций счетов для отражения расчетов при поступлении на лицевой счет средств, подлежащих зачислению на лицевой счет администратора доходов бюджета, необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС или финорганом.

Обоснование вывода:
В 2020 году за счет сумм страховых взносов возмещению подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе допускается приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа - респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (далее - средства защиты) (п. 3.1 Правил, утвержденных приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н).
В рассматриваемой ситуации казенным учреждением приобретены средства индивидуальной защиты за счет имеющихся у него средств, предусмотренных бюджетной сметой. Согласно п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, средства произведенных учреждением расходов были возмещены за счет средств бюджета Фонда социального страхования (далее - ФСС).
Следует отметить, что операция по поступлению средств, возмещаемых ФСС РФ, является операцией по поступлению доходов от компенсации затрат и не может рассматриваться в качестве операции по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). Но в данной ситуации доходы начисляются по решению ФСС РФ и расчеты по компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами (не в рамках договора поставки), что является основаниями для учета компенсации расходов учреждения в качестве "доходной операции".
Таким образом, возмещение ФСС РФ суммы расходов, связанной с поставкой средств индивидуальной защиты, отражается в учете казенного учреждения в качестве доходных операций и относится к компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ. Для учета расчетов по компенсации затрат предназначен счет 0 209 30 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, п. 85 Инструкции N 162н).
Исходя из экономического смысла, такая операция может быть отражена в учете по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н, смотрите также п. 1 письма Минфина РФ от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).
В учете казенного учреждения, наделенного правами администратора доходов бюджета в полном объеме, суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (абзац 1-7 п. 85 Инструкции N 162н).
В рассматриваемой ситуации возмещение поступило на счет получателя бюджетных средств, поэтому учреждению необходимо решить вопрос со своим финансовым органом о перечислении этих средств на счет администратора дохода в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
Отметим, что Инструкцией N 162н в рамках проведения расчетов внутри одного казенного учреждения не предусмотрена корреспонденция счетов для отражения операций по перечислению на счет администратора дохода бюджета со счета получателя бюджетных средств. Если осуществление подобных операций не противоречит порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств, установленному на уровне публично-правового образования, необходимые корреспонденции счетов могут быть определены финансовым органом или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с положениями п. 2 Инструкции N 162н.
Полагаем, что в бюджетном учете казенного учреждения данный факт хозяйственной жизни может быть отражен по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" (смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2014 N 02-06-10/8795).
Таким образом, согласно положениям Инструкции N 162н в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 209 34 831 Кредит КДБ 1 401 10 134
- начислена задолженность по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ;
2. Дебет КРБ 1 304 05 34Х Кредит КДБ 1 209 34 731
- отражена операция по зачислению на лицевой счет ПБС поступившей от ФСС РФ компенсации затрат;
3. Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КРБ 1 304 05 34Х
- отражена операция по перечислению на лицевой счет администратора дохода бюджета с лицевого счета ПБС дозодов от компенсации затрат.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов с ФСС участников пилотного проекта (для бюджетной сферы);
- Порядок возмещения ФСС расходов, связанных с коронавирусом (М. Мишанина, журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.