Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере За счет субсидии на иные цели в бюджетном учреждении проведен капитальный ремонт насосной станции. До начала ремонтных работ оказаны услуги по подготовке проектной документации, услуги по государственной экспертизе проектной документации, проведены проектно-изыскательские работы по объекту. Расходы на вышеперечисленные услуги учреждением отражены по КВР 243 КОСГУ 228 в 1 квартале 2020 года. Вместе с тем капитальный ремонт осуществлялся не в целях реконструкции, модернизации, перевооружения. Кроме того, в ходе капитального ремонта не предполагалось и не произошло изменение технических характеристик насосной станции, создание новых объектов основных средств. Правомерно ли было отражать расходы на услуги по подготовке проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, проведению проектно-изыскательских работ по объекту по КВР 243 КОСГУ 228? Необходимо ли данные расходы включать в стоимость объекта основных средств (насосной станции)?

За счет субсидии на иные цели в бюджетном учреждении проведен капитальный ремонт насосной станции. До начала ремонтных работ оказаны услуги по подготовке проектной документации, услуги по государственной экспертизе проектной документации, проведены проектно-изыскательские работы по объекту. Расходы на вышеперечисленные услуги учреждением отражены по КВР 243 КОСГУ 228 в 1 квартале 2020 года. Вместе с тем капитальный ремонт осуществлялся не в целях реконструкции, модернизации, перевооружения. Кроме того, в ходе капитального ремонта не предполагалось и не произошло изменение технических характеристик насосной станции, создание новых объектов основных средств.
Правомерно ли было отражать расходы на услуги по подготовке проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, проведению проектно-изыскательских работ по объекту по КВР 243 КОСГУ 228? Необходимо ли данные расходы включать в стоимость объекта основных средств (насосной станции)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения подготовка проектной документации, государственная экспертиза проектной документации, проведение проектно-изыскательских работ по объекту осуществлялись в целях проведения капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (насосной станции), а также не произойдет создание новых объектов, отвечающих критериям признания основных средств, то такие расходы в полном объеме могли быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с отнесением на финансовый результат текущего года.
При этом данные услуги (работы) могли быть отнесены:
- в части расходов на разработку проектно-сметной документации - по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества";
- в части расходов на проведение государственной экспертизы - по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг";
- в части расходов на проектные и изыскательные работы - по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств (насосной станции) или по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в ином случае.

Обоснование вывода:
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения, в частности, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Вместе с тем изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации в сумме фактических произведенных капитальных вложений, формирующих балансовую стоимость объекта основных средств (п. 19 Стандарта "Основные средства"). В свою очередь, первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, включает любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств (п. 15 Стандарта "Основные средства").
Как правило, если проектная и сметная документация разрабатывается в целях создания нового объекта, а также в целях реконструкции уже имеющегося объекта, то затраты на ее разработку участвуют в формировании первоначальной (балансовой) стоимости таких объектов.
Согласно п. 10.2.8 Порядка N 209н по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ следует отражать расходы, формирующие стоимость объектов нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, в частности:
- разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;
- проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
- иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы.
То есть по данной подстатье отражаются только те расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
Однако в рассматриваемой ситуации разработка проектной документации, проведение государственной экспертизы и проектно-изыскательных работ осуществляется в целях проведения капитального ремонта не в рамках реконструкции, модернизации, дооборудования объекта основных средств.
Так, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на разработку проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов, проведение государственной экспертизы проектной документации, а также проведение проектных и изыскательских работ (п. 10.2.6 Порядка N 209н в редакции до 21.11.2020).
Таким образом, в случае если по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения оказанные услуги (работы) осуществялись в рамках капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (насосной станции), а также не произойдет создание новых объектов, отвечающих критериям признания основных средств, то такие расходы в полном объеме могли быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с отнесением на финансовый результат текущего года.
В свою очередь, расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по капитальному ремонту относятся по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н).
Учитывая, что разработка проектно-сметной документации фактически является неотъемлемой частью расходов на капитальный ремонт, считаем возможным отнести такие расходы по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (смотрите также письмо Минфина России от 17.11.2017 N 02-05-11/76247).
В свою очередь, согласно прямой норме п. 48.2.4.4 Порядка N 85н по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" относятся расходы по оплате услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям государственного контракта, независимо от сферы и цели его заключения (смотрите также письмо Минфина России от 23 июня 2020 г. N 02-05-11/54498).
Вместе с тем, по нашему мнению, затраты на проектные и изыскательские работы могут быть отнесены по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" только в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств (насосной станции). В ином случае такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Таким образом, в случае если по мнению компетентных уполномоченных лиц учреждения подготовка проектной документации, государственная экспертиза проектной документации, проведение проектно-изыскательских работ по объекту осуществлялись в целях проведения капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (насосной станции), а также не произойдет создание новых объектов, отвечающих критериям признания основных средств, то такие расходы в полном объеме могли быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с отнесением на финансовый результат текущего года.
При этом данные услуги (работы) могли быть отнесены:
- в части расходов на разработку проектно-сметной документации - по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества";
- в части расходов на проведение государственной экспертизы - по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг";
- в части расходов на проектные и изыскательные работы - по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта основных средств (насосной станции) или по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в ином случае.
Таким образом, учреждению необходимо проанализировать оказанные услуги (работы), а также отнесение расходов по соответствующим элементам видов расходов и статьям (подстатьям) КОСГУ и, в случае обнаружения ошибки, отразить в учете ее исправление в порядке, определенном Инструкцией N 157н, Инструкцией N 174н, Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

17 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.