Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В учреждении проходит ежегодная инвентаризация материальных запасов и основных средств. Срок инвентаризации - с 17.11.2020 по 18.12.2020. В одно из структурных подразделений были приобретены мебель согласно товарной накладной от 02.12.2020 и расходные материалы (канцелярские принадлежности) для оформления мероприятия согласно товарной накладной от 28.11.2020. Расходные материалы планируется использовать сразу. Правильно ли будет, если бухгалтер отразит поступление мебели в отдельной описи материальных ценностей, поступивших во время инвентаризации, от 02.12.2020, а расходные материалы в описи от 28.11.2020? Какой датой следует отразить поступление мебели и расходных материалов на счетах бухгалтерского учета? Какой датой отражать списание канцелярских принадлежностей на счетах бухгалтерского учета?

В учреждении проходит ежегодная инвентаризация материальных запасов и основных средств. Срок инвентаризации - с 17.11.2020 по 18.12.2020. В одно из структурных подразделений были приобретены мебель согласно товарной накладной от 02.12.2020 и расходные материалы (канцелярские принадлежности) для оформления мероприятия согласно товарной накладной от 28.11.2020. Расходные материалы планируется использовать сразу.
Правильно ли будет, если бухгалтер отразит поступление мебели в отдельной описи материальных ценностей, поступивших во время инвентаризации, от 02.12.2020, а расходные материалы в описи от 28.11.2020? Какой датой следует отразить поступление мебели и расходных материалов на счетах бухгалтерского учета? Какой датой отражать списание канцелярских принадлежностей на счетах бухгалтерского учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок документального оформления операций по движению объектов НФА в период проведения инвентаризации устанавливается локальным актом субъекта учета.
Движение материальных ценностей (поступление, выбытие, внутреннее перемещение) в период проведения инвентаризации отражается в общеустановленном порядке - по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.

Обоснование вывода:
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 79, 80 Стандарта "Концептуальные основы...", пп. "в" п. 9 Стандарта "Учетная политика...").
Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 81 Стандарта "Концептуальные основы ...", п. 9 Инструкции N 33н, п. 7 Инструкции N 191н).
При разработке порядка проведения инвентаризации учреждение вполне обоснованно может использовать положения Методические указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49). Методические указания N 49 не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письма Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-10/55207, от 28.01.2019 N 07-01-09/4705).
В соответствии с п.п. 3.18, 3.19 Методических указаний N 49:
- материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", в описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма, одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности;
- в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера учреждения в процессе инвентаризации материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, при этом материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации", оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материальные ценности во время инвентаризации.
Аналогичный порядок может быть установлен в Порядке проведения инвентаризации, утвержденном локальным актом учреждения. Кроме того, указанный Порядок может содержать указание на то, что для учета фактического наличия материальных ценностей на складах в период проведения инвентаризации в тех случаях, когда по условиям деятельности учреждения инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, может использоваться документ, в котором будет храниться по месту хранения ранее просчитанных материальных ценностей. Так, например, в прошлые годы для этих целей Типовыми междуведомственными формами первичной учетной документации был предусмотрен Инвентаризационный ярлык (форма N инв-2), на оборотной стороне отражалась информация о движении материальных ценностей во время инвентаризации.
Согласно п. 29 Стандарта "Концептуальные основы..." факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности, с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов. Применяемая в настоящее время организациями бюджетной сферы методология бухгалтерского учета не предусматривает каких-либо исключений, в том числе особенностей порядка принятия к учету документов на время проведения инвентаризации. Соответственно, движение материальных ценностей (поступление, выбытие, внутреннее перемещение) в период проведения инвентаризации отражается в общеустановленном порядке - датой совершения факта хозяйственной жизни.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

7 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.