Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Общеобразовательные учреждения (бюджетные и автономные) для организации горячего питания в школе заключают контракты на услугу по организации горячего питания, при этом передают в аренду помещение и имущество, предназначенное для осуществления организации питания. В сентябре 2020 года выделены средства федерального бюджета на организацию бесплатного питания в начальных классах. Данные средства выделены на приобретение продуктов питания. Как отразить в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений передачу продуктов питания организации, которая в соответствии с договором будет осуществлять услугу по организации горячим питанием? На основании какого документа осуществить эту передачу?

Общеобразовательные учреждения (бюджетные и автономные) для организации горячего питания в школе заключают контракты на услугу по организации горячего питания, при этом передают в аренду помещение и имущество, предназначенное для осуществления организации питания. В сентябре 2020 года выделены средства федерального бюджета на организацию бесплатного питания в начальных классах. Данные средства выделены на приобретение продуктов питания.
Как отразить в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений передачу продуктов питания организации, которая в соответствии с договором будет осуществлять услугу по организации горячим питанием? На основании какого документа осуществить эту передачу?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с тем, что при передаче учреждением материальных запасов на давальческой основе право собственности на них к организации, осуществляющей организацию горячего питания обучающихся, не переходит, передача продуктов питания может отражаться по аналогии с внутренним перемещением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" с выделением отдельных субсчетов. Передача осуществляется на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202) по требованию-накладной (ф. 0504204).
Формы используемых первичных учетных документов для отражения операций, связанных с функционированием столовой, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязанность по организации питания обучающихся возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Образовательное учреждение может организовать питание самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций (письмо Министерства образования и науки РФ от 04.02.2011 N 03-66 "О применении механизма частно-государственного партнерства в сфере образования").
Взаимоотношения образовательных учреждений со сторонними организациями по оказанию услуг общественного питания строятся на основе государственных или муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Детальный порядок документального оформления операций, связанных с функционированием в государственных учреждениях столовых, действующими нормативными правовыми актами не определен. Соответственно, этот порядок может быть разработан учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем. Так же учетной политикой учреждения (графиком документооборота) должно быть установлено, сколько экземпляров документа того или иного вида необходимо оформлять.
Применяемая организацией схема документооборота должна учитывать требования Инструкции N 157н, Инструкций по применению Планов счетов, а также положения приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
В связи с тем, что при передаче учреждением материальных запасов на давальческой основе право собственности на них к организации, осуществляющей организацию горячего питания обучающихся, не переходит, данные материальные запасы не списываются учреждением с балансового учета. Их перемещение отражается путем изменения материально ответственных лиц на основании требования-накладной (ф. 0504204).
В свою очередь, в соответствии с положениями Приказа N 52н в целях ведения бухгалтерского учета выдача продуктов питания оформляется на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (далее - Меню-требование (форма 0504202)). Меню-требование (форма 0504202) - это документ, применяемый для ежедневного оформления отпуска продуктов питания в соответствии с нормами раскладки продуктов и данными о численности довольствующихся лиц. Меню-требование (форма 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
При определении статей (подстатей) КОСГУ государственным бюджетным и автономным учреждениям необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
Для корректного определения статьи (подстатьи) КОСГУ при приобретении материальных запасов учреждению необходимо, прежде всего, исходить из цели их приобретения. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. Так, продукты для изготовления готовых блюд следует отражать по подстатье 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н, Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений N 174н, а также Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений N 183н учет продуктов питания ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 000; 0 105 32 000).
Передача сторонней организации продуктов питания без передачи права собственности на них может быть отражена по аналогии с внутренним перемещением. Внутреннее перемещение материальных запасов между ответственными лицами в учреждении на основании первичных учетных документов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 342, 0 105 32 342) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 342, 0 105 32 342) в соответствии с п. 35 Инструкции N 174н и п. 35 Инструкции N 183н.
Таким образом, в учете бюджетных и автономных учреждений при передаче продуктов питания сторонней организации, с которой заключен договор на обеспечение горячим питанием, может быть оформлена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 0 105 Х2 342 "Организация-исполнитель" Кредит 0 105 Х2 342 "Склад школы"
- переданы продукты питания сторонней организации по требованию-накладной, составленной на основании меню-требования на выдачу продуктов питания.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Документальное оформление операций по движению продуктов питания (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

3 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.