Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенным учреждением (не является администратором дохода) в 2020 году был заключен контракт на проведение капитального ремонта. Работы подрядчиком были выполнены в срок и в полном объеме. Учреждение оплатило работы согласно актам выполненных работ КС-2 и КС-3 в сумме контракта. Впоследствии выяснилось, что сумма контракта была завышена (ошибочно включена сумма НДС). Подрядчик готов добровольно вернуть денежные средства учреждению. Учреждение, в свою очередь, будет возвращать эту сумму в доход бюджета (не своему ГРБС). Какими бухгалтерскими записями отразить данные хозяйственные операции?

Казенным учреждением (не является администратором дохода) в 2020 году был заключен контракт на проведение капитального ремонта. Работы подрядчиком были выполнены в срок и в полном объеме. Учреждение оплатило работы согласно актам выполненных работ КС-2 и КС-3 в сумме контракта. Впоследствии выяснилось, что сумма контракта была завышена (ошибочно включена сумма НДС). Подрядчик готов добровольно вернуть денежные средства учреждению. Учреждение, в свою очередь, будет возвращать эту сумму в доход бюджета (не своему ГРБС).
Какими бухгалтерскими записями отразить данные хозяйственные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения в учете учреждения хозяйственных операций по корректировке принятых обязательств по капитальному ремонту и возврату денежных средств подрядчиком будет зависеть от наличия корректировочного акта выполненных работ.
В целях отражения передачи показателей ожидаемых к поступлению сумм доходов бюджета при расчетах между администратором кассовых поступлений и получателем бюджетных средств, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств, может быть принято решение о применении счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" и формировании Справки по консолидированным расчетам (ф. 0503125) в части указанных расчетов.

Обоснование вывода:
Понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности приведено в п. 27 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н. Это пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке отчетности.
Подобные ошибки возникают в результате необоснованного отражения в учете факта хозяйственной жизни при отсутствии подтверждающих документов, при повторном отражении в учете одного и того же факта хозяйственной жизни и т.д.
В рассматриваемой ситуации учреждением был заключен контракт на проведение капитального ремонта. Работы подрядчиком были выполнены в срок и в полном объеме. Учреждением работы были оплачены согласно актам выполненных работ КС-2 и КС-3 в сумме контракта. В рамках этой операции обязательства учреждения выполнены.
Исходя из этого, порядок отражения в учете учреждения хозяйственных операций по корректировке принятых обязательств будет зависеть от наличия корректировочного акта выполненных работ. Так, если подрядчиком будут представлены корректировочные акты выполненных работ, подтверждающие уменьшение стоимости работ по капитальному ремонту, то у учреждения будут все основания скорректировать сумму фактически принятых расходов по контракту.
Возврат денежных средств подрядчиком в такой ситуации будет рассматриваться в качестве восстановления кассового расхода. Под восстановлением кассового расхода понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных расходов, от того контрагента, которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции).
При этом восстановление кассовых расходов с отражением по тем кодам бюджетной классификации расходов, по которым ранее были произведены кассовые расходы, возможно только в пределах текущего финансового года (пп. 2.5.4 п. 2 порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н).
Таким образом, в случае представления подрядчиком корректировочного акта выполненных работ, операции по корректировке принятых обязательств а также операции по возврату подрядчиком денежных средств в учете учреждения могут отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет КРБ 1 401 20 225 Кредит 1 302 25 73Х
- способом "Красное сторно" отражена корректировка принятых обязательств по капитальному ремонту;
2. Дебет КРБ 1 206 25 56Х Кредит КРБ 1 302 25 73Х
- отражена задолженность подрядчика по возврату денежных средств;
3. Дебет КРБ 1 304 05 225 Кредит КРБ 1 206 25 66Х
- отражено поступление средств на лицевой счет получателя.
Если подрядчиком не будет представлено корректирующих актов выполненных работ, то у учреждения нет оснований изменять стоимость принятых обязательств. В такой ситуации учреждению необходимо отразить начисление дохода по компенсации затрат государства в соответствии с п. 86 Инструкции N 162н в корреспонденции со счетом 1 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" в сумме денежных средств, подлежащих возмещению подрядчиком. Данные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет КДБ 1 209 34 56Х Кредит КДБ 1 401 10 134
- отражено начисление доходов по компенсации затрат в сумме денежных средств, подлежащих возмещению подрядчиком;
2. Дебет КРБ 1 304 05 225 Кредит КДБ 130 1 209 34 66Х
- отражено поступление средств на лицевой счет получателя (данная бухгалтерская запись Инструкцией N 162н не предусмотрена, поэтому ее необходимо согласовать в порядке, установленном п. 2 Инструкции N 162н).
Согласно положениям Инструкции N 162н расчеты между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении, отражаются с применением счетов бюджетного учета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" и 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Порядок для отражения указанных расчетов в случаях, когда субъекты бюджетной отчетности находятся в разной ведомственной подчиненности, положениями Инструкции N 162н не урегулирован.
Порядок рассматриваемых расчетов необходимо также согласовать в порядке, предусмотренном абз. 21 п. 2 Инструкции N 162н.
Решение об отражении расчетов по доходам бюджета в рассматриваемой ситуации с применением счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" вступает в противоречия с положениями п. 276 Инструкции N 157н и п.п. 109 и 110 Инструкции N 162н.
На наш взгляд, финансовым органом публично-правового образования в целях отражения передачи показателей ожидаемых к поступлению сумм доходов бюджета при расчетах между администратором кассовых поступлений и получателями бюджетных средств, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств, может быть принято решение о применении счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" и формировании Справки по консолидированным расчетам (ф. 0503125) в части указанных расчетов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 304 06 831 Кредит КДБ 1 303 05 731
- казенным учреждением передана информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах на основании Извещения (ф. 0504805);
2. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 05 225
- перечислены средства на лицевой счет администратора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.