Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению предоставлена целевая субсидия для оплаты отпускных, рассчитанных с федеральных стимулирующих выплат, и компенсация уже выплаченных сумм средствами субсидии на выполнение задания. Субсидия поступила из расчета до конца 2020 года. Какие действия должно предпринять учреждение по возмещению отпускных? Как данные операции надо отразить в учете? Допускается ли остаток денежных средств по КФО на конец отчетного периода (месяц, квартал)?

Бюджетному учреждению предоставлена целевая субсидия для оплаты отпускных, рассчитанных с федеральных стимулирующих выплат, и компенсация уже выплаченных сумм средствами субсидии на выполнение задания. Субсидия поступила из расчета до конца 2020 года.
Какие действия должно предпринять учреждение по возмещению отпускных? Как данные операции надо отразить в учете? Допускается ли остаток денежных средств по КФО на конец отчетного периода (месяц, квартал)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Корреспонденции счетов, необходимые для отражения расчетов со средствами субсидии, предоставленной бюджетному учреждению в целях компенсации затрат, необходимо определить в рамках формирования учетной политики. Выбытие денежных средств с КФО 5 может быть отражено в качестве операции с источниками (АнКВИ 610, КОСГУ 610) в корреспонденции со счетом 0 304 06 000. Остатки на лицевом счете по КФО 5 на начало месяца (квартала) вполне допустимы.

Обоснование вывода:
Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых с органами-учредителями (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Согласно ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ остатки таких субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Обязанность по возврату остатков таких субсидий, сформировавшихся по состоянию на начала месяца (квартала), законодательством не установлена, поэтому в случае, если такого требования нет в соглашениях о предоставлении субсидий, учреждение не обязано возвращать в соответствующий бюджет такие остатки.
В указанной ситуации заключенное учреждением соглашение допускает возможность не только выплачивать отпускные выплаты работникам, но и осуществить компенсацию уже понесенных затрат субсидии на выполнение задания. В этом случае компенсация расходов может быть осуществлена путем перечисления денежных средств с отдельного лицевого счета учреждения (КФО 5) на основной (КФО 4).
Порядок учета при предоставлении субсидии на иные цели на компенсацию затрат в настоящее время нормативно не урегулирован. Учреждению необходимо определить его в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем либо с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение (п. 4 Инструкции N 174н).
Так как в указанной ситуации на дату осуществления расходов соглашение о предоставлении субсидии на иные цели заключено не было, то у учреждения отсутствовало право на принятие обязательств сразу по КФО 5. Поэтому изначально все расходы были осуществлены за счет иных источников финансового обеспечения деятельности учреждения и на момент получения субсидии уже были отнесены на финансовый результат, поэтому "переносить" показатели финансового результата и принятых обязательств с КФО 4 на КФО 5 нет оснований: расходы были предусмотрены в Плане ФХД в рамках деятельности по выполнению задания. Соответственно, сформировать показатели финансового результата по расходам в рамках КФО 5 не представляется возможным, в том числе при отсутствии определенной "расходной" подстатьи КОСГУ, на которую могли бы быть отнесены соответствующие расходы.
По нашему мнению, у учреждения так же отсутствуют основания для отражения корректировки принятых и исполненных обязательств по выплате заработной платы и страховых взносов в рамках КФО 4 способом "Красное сторно": по общему правилу такой способ применяется для исправления ошибок в учете, а также в случаях, прямо предусмотренных Инструкцией N 174н. При этом применительно к рассматриваемой ситуации ранее отраженные в учете бухгалтерские записи не могут рассматриваться в качестве ошибочных. Кроме того, субсидия предоставлена в целях компенсации понесенных до заключения соглашения затрат, которые должны быть документально подтверждены, и, соответственно, найти отражение в учете. Также нет оснований и для уточнения кассовых расходов на лицевом счете учреждения, на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения отсутствуют подлежащие уточнению выплаты, а на основном лицевом счете осуществленные по КФО 4 расходы не могут быть уточнены в части источника финансового обеспечения деятельности (КФО 5), операции со средствами которого подлежат учету на отдельном лицевом счете.
При таких обстоятельствах выбытие денежных средств с КФО 5 для компенсации понесенных по КФО 4 расходов может быть отражено в качестве операции с источниками (АнКВИ 610, КОСГУ 610) в корреспонденции со счетом 0 304 06 000. При этом указанная операция не может рассматриваться как временное заимствование, в связи с чем в учетной политике необходимо предусмотреть порядок "закрытия" расчетов по счету 0 304 06 000. При использовании счета 0 401 30 000 для "закрытия" указанных расчетов не будет оснований для отражения указанной операции в Сведениях (ф. 0503769): по общему правилу обороты в корреспонденции с указанным счетом не включаются в операции отчетного периода, а "закрытие" расчетов по счету 0 304 06 000 в течение отчетного периода как раз будет указывать на отсутствие необходимости восстановления заимствованных средств при наличии показателя в строке 830 Отчета (ф. 0503737), в которой отражаются суммы заимствованных в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения денежных средств.
Денежные средства, зачисленные в состав средств субсидии на выполнение задания при их "переносе" с КФО 5 на КФО 4, не отвечают понятию доходов, так как операция по признанию их в качестве доходов уже нашла свое отражение по КФО 5 и повторное признание таких доходов по одному и тому же правовому основанию их возникновения не в полной мере соответствует положениям Стандарта "Доходы". Более обоснованным представляется вариант их учета в рамках КФО 4 в составе источников (АнКВИ 510, КОСГУ 510). При выборе такого варианта операция отражается с применением счета 0 304 06 000, что, в свою очередь, требует установить в рамках учетной политики порядок "закрытия" соответствующих расчетов.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 205 52 661,
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 150, КОСГУ 152)
- поступление средств целевой субсидии на отдельный лицевой счет учреждения;
2. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610,
увеличение по забалансовому счету 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- выбытие денежных средств с отдельного лицевого счета;
3. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 304 06 732,
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- отражено увеличение остатка денежных средств на "основном" лицевом счете на сумму затрат, произведенных по КФО 4 и подлежащих компенсации;
4. Дебет 5 401 20 273 Кредит 5 304 06 732
- "закрытие" расчетов по перечислению средств на финансовый результат деятельности по КФО 5;
5. Дебет 4 304 06 832 Кредит 4 401 10 173
- "закрытие" расчетов на финансовый результат деятельности по КФО 4.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.