Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган муниципальной власти принимает к учету в состав имущества казны бесхозные нефинансовые активы (водопроводы и газопроводы). Кадастровая и рыночная стоимость учреждением определены. По какой стоимости поставить на баланс данные объекты?

Орган муниципальной власти принимает к учету в состав имущества казны бесхозные нефинансовые активы (водопроводы и газопроводы). Кадастровая и рыночная стоимость учреждением определены.
По какой стоимости поставить на баланс данные объекты?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В состав имущества казны бесхозяйные объекты нефинансовых активов принимаются по справедливой (текущей оценочной) стоимости.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Учет имущества казны осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, так как от имени публично-правового образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции (п. 2 ст. 215 части первой ГК РФ). В свою очередь, порядок бухгалтерского учета нефинансовых активов в составе имущества казны регламентируется положениями Инструкции N 157н и Стандартом "Концептуальные основы...". Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится также в соответствии с положениями Инструкции N 162н.
В рассматриваемой ситуации в состав имущества казны органа муниципальной власти поступают бесхозяйные объекты недвижимости. Отметим, что в соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п.п. 25, 31 Инструкции N 157н, п. 52 Стандарта "Концептуальные основы...").
Текущая оценочная стоимость объектов нефинансовых активов определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н). В целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива при определении текущей оценочной стоимости объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в том числе и из экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25, 31 Инструкции N 157н, п. 59 Стандарта "Концептуальные основы..."). Таким образом, определенная рыночная оценка может быть признана в качестве текущей оценочной стоимости.
В рассматриваемой ситуации текущая оценочная стоимость объектов нефинансовых активов определена, следовательно, учреждению целесообразно принять данное имущество в состав имущества казны по справедливой стоимости. По объектам недвижимого имущества, принимаемого в состав казны, единственной документально подтвержденной оценкой может оказаться кадастровая стоимость. Ранее специалисты финансового ведомства отмечали, что в такой ситуации комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о принятии к учету объекта недвижимого имущества в оценочной стоимости, равной кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657). Также допускалось принятие объектов выморочного имущества к учету в составе имущества государственной (муниципальной) казны по справедливой (рыночной) стоимости, а в случае ее отсутствия - по кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 22.10.2019 N 02-06-10/81211).
Следует отметить, что отражение только по кадастровой стоимости в учете органа исполнительной власти возможно в случае принятия к учету земельных участков в состав государственной (муниципальной) казны (п. 142 Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

18 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.