Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственным бюджетным учреждением здравоохранения (ГБУЗ) приобретено оборудование (моноблок) общей стоимостью 90 000,00 руб. Согласно условиям контракта все предполагаемые расходы, включая налоги, сборы и иные обязательные платежи, а также доставка оборудования, его разгрузка, вывоз упаковки и монтаж осуществляются за счет поставщика. Согласно спецификации цена контракта складывается из стоимости самого моноблока - 65 000,00 руб. и стоимости доставки и его монтажа - 25 000,00 руб. На поставку моноблока оформлена товарная накладная на 65 000,000 руб., а на доставку и монтаж составлен акт о приемке выполненных работ на 25 000,000 руб. Первоначальная стоимость, по которой данное оборудование будет поставлено на учет, составит 90 000,00 руб. Оплата произведена по КВР 244 на 90 000,00 руб. Надо ли выделить отдельно расходы по доставке, монтажу в размере 25 000,00 руб. на статью 226 КОСГУ, или все расходы, включая стоимость самого моноблока и расходов по его доставке и монтажу, следует отнести на статью 310 КОСГУ?

Государственным бюджетным учреждением здравоохранения (ГБУЗ) приобретено оборудование (моноблок) общей стоимостью 90 000,00 руб. Согласно условиям контракта все предполагаемые расходы, включая налоги, сборы и иные обязательные платежи, а также доставка оборудования, его разгрузка, вывоз упаковки и монтаж осуществляются за счет поставщика. Согласно спецификации цена контракта складывается из стоимости самого моноблока - 65 000,00 руб. и стоимости доставки и его монтажа - 25 000,00 руб. На поставку моноблока оформлена товарная накладная на 65 000,000 руб., а на доставку и монтаж составлен акт о приемке выполненных работ на 25 000,000 руб. Первоначальная стоимость, по которой данное оборудование будет поставлено на учет, составит 90 000,00 руб. Оплата произведена по КВР 244 на 90 000,00 руб. Надо ли выделить отдельно расходы по доставке, монтажу в размере 25 000,00 руб. на статью 226 КОСГУ, или все расходы, включая стоимость самого моноблока и расходов по его доставке и монтажу, следует отнести на статью 310 КОСГУ?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы учреждения в рамках единого договора на приобретение, доставку и монтаж моноблока следует отражать на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и включать данные затраты в первоначальную стоимость объекта.

Обоснование вывода:
Моноблок - это устройство, которое представляет собой полноценный персональный компьютер, интегрированный в корпус ЖК-монитора.
При отнесении расходов на тот или иной код КОСГУ организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком N 209н. Конкретная статья (подстатья) КОСГУ определяется исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н). В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями ГК РФ.
В рассматриваемой ситуации результатом заключенного договора (контракта) является приобретение объекта нефинансового актива (моноблок), доставка и монтажные работы по его установке. Принятие к учету объектов нефинансовых активов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества значения не имеет. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.
Обращаем внимание, что согласно п. 15 Стандарта "Основные средства" в первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных в результате обменных операций, помимо сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), включаются расходы, связанные с доставкой его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации. А в соответствии с п.п. 11.1 Порядка N 209н расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В связи с тем, что учреждением принято решение учитывать моноблок в составе основных средств, то работы по монтажу и его доставке, осуществленные в рамках единого договора (контракта) в полном объеме, могут отражаться по статье 310 КОСГУ.
Использование иных статей (подстатей) КОСГУ в рассматриваемой ситуации не отвечает критериям их применения.
В соответствии с п.п. 10.2.6 Инструкции N 209н расходы на выполнение работ, оказание услуг, в том числе монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. То есть на подстатью 226 КОСГУ относятся работы по монтажу оборудования, осуществляемые в рамках иного договора (контракта), после завершения формирования первоначальной стоимости объекта.
Расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе расходы на ремонт (текущий и капитальный) нефинансовых активов, в частности, устранение неисправностей (восстановление работоспособности) объектов и систем, входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н). Таким образом, на подстатью 225 КОСГУ относятся только те расходы, которые осуществляются в рамках ремонта, восстановления работоспособности уже имеющихся в учреждении объектов основных средств.
В рассматриваемой ситуации в рамках договора (контракта) на поставку и монтаж моноблока не осуществляются ремонтные работы или работы по техническому обслуживанию нефинансового актива. В таком случае рассматривать данные работы в качестве ремонта, восстановления работоспособности моноблока или технического обслуживания не представляется возможным.
Вместе с тем расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, дооборудование объектов, а также расходы на установку единых функционирующих систем, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н). Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств (п. 7 Порядка N 209н). То есть в части основных средств это расходы, которые будут формировать вложения на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). Иными словами, на подстатью 228 КОСГУ относятся расходы, которые осуществляются в рамках нескольких договоров (контрактов) и впоследствии будут формировать единую стоимость объекта основного средства.
Однако, учитывая, что результат исполнения договора (контракта) оформлен разными первичными документами, полагаем, что учреждению следует обратиться к поставщику моноблока с целью приведения их в соответствие экономическому содержанию договора (контракта). Так, поставка материальных ценностей оформляется товарной накладной. Наличие в спецификации к договору (контракту) перечня разного рода работ не означает, что выполнение каждого вида работ должно подтверждаться отдельным актом. Полагаем, в такой ситуации поставщиком может быть предоставлен единый документ, подтверждающий поставку моноблока и доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации.
Таким образом, учреждение может отразить расходы на поставку объекта основных средств, его доставке и монтажу в рамках одного договора (контракта), с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в полном объеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

19 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.