Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение получило субсидию по программе "Благоустройство территории: асфальтирование и озеленение" и заключило контракт на работы по асфальтированию территории, прилегающей к зданию. Здание и земельный участок находятся на балансе учреждения. Согласно техническому заданию (приложение к контракту) подрядчик обязуется полностью произвести замену асфальтового покрытия, устройство подпорной стены, устройство площадки для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО, замена существующих подпорной стены, площадки для сбора ТБО). Предмет контракта: работы по асфальтированию территории, а уже в техническом задании отражены работы по демонтажу плит, снятие асфальтового покрытия и впоследствии работы по устройству подпорной стены и площадки для сбора ТБО. Финансирование поступило на основании заявки учреждения, предписания (требования) иных организаций отсутствовали. Асфальтовое покрытие, подпорная стена и площадка для сбора ТБО на балансе учреждения не числятся. На какие КВР и КОСГУ отнести расходы?

Бюджетное учреждение получило субсидию по программе "Благоустройство территории: асфальтирование и озеленение" и заключило контракт на работы по асфальтированию территории, прилегающей к зданию. Здание и земельный участок находятся на балансе учреждения. Согласно техническому заданию (приложение к контракту) подрядчик обязуется полностью произвести замену асфальтового покрытия, устройство подпорной стены, устройство площадки для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО, замена существующих подпорной стены, площадки для сбора ТБО). Предмет контракта: работы по асфальтированию территории, а уже в техническом задании отражены работы по демонтажу плит, снятие асфальтового покрытия и впоследствии работы по устройству подпорной стены и площадки для сбора ТБО. Финансирование поступило на основании заявки учреждения, предписания (требования) иных организаций отсутствовали. Асфальтовое покрытие, подпорная стена и площадка для сбора ТБО на балансе учреждения не числятся.
На какие КВР и КОСГУ отнести расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение об отнесении расходов к конкретному коду КОСГУ и элементу вида расхода должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений, а также предмете договора (контракта).
Если же создание асфальтового покрытия и подпорной стены не будет признано самостоятельным объектом основных средств, то расходы в рамках единого договора по благоустройству территории относятся на элемент вина расхода 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В случае признания подпорной стены и площадки для сбора ТБО самостоятельными объектами основных средств, то расходы по единому договору на благоустройство территории, в рамках которого осуществляется создание этих объектов, относятся на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 310 "Увеличение стоимости основных средств".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках подготовки ответа нами не рассматривается вопрос правомерности осуществления расходов на устройство подпорной стены и площадки для сбора ТБО в рамках Программы по Благоустройству территории: асфальтирование и озеленение.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения Порядка N 85н - в части элементов видов расходов классификации расходов бюджетов и Порядка N 209н - в части статей, подстатей КОСГУ. Положениями п. 3 Порядка N 209н предусмотрена группировка расходов в зависимости от экономического содержания операции. В целях принятия решения об отнесении затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ необходимо оценить конечный результат, который планируется достигнуть в результате исполнения договора.
С этой целью, учреждению необходимо проанализировать содержание Программы по благоустройству территории, а именно какие виды работ предусмотрены условиями данной программы.
Хотим обратить внимание, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений такого понятия, как "благоустройство территории". Как правило, под расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (смотрите, например, письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-03-06/1/63821, от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386). Оценку видов работ по благоустройству территории, целесообразно поручить должностным лицам учреждения, обладающим соответствующими знаниями, либо членам комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Принимая решение об отнесении затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ, в первую очередь учреждению необходимо изучить всю документацию на факт отсутствия в учете бюджетного учреждения имевшихся на территории учреждения площадки для сбора ТБО (далее - Площадка) и подпорной стены (далее - Стена). В ходе анализа инвентарных карточек объектов недвижимости, расположенных на территории учреждения, может быть подтверждено, что работы по созданию (устройству) площадки и стены в предыдущие периоды были отнесены, например, к расходам текущего финансового года и сведения о них внесены в Инвентарную карточку учета основных средств, открытую в отношении зданий на земельном участке с произведенными работами по благоустройству.
Если же комиссия примет решение, что обустройство Площадки и Стены необходимо отнести к работам по благоустройству, то такое решение не будет противоречить нормам действующего законодательства, поскольку согласно п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, к объектам и элементам благоустройства в числе прочих относятся контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов, а также некапитальные нестационарные сооружения. Но все же с целью устранения разногласий с проверяющими органами рекомендуем данные положения закрепить в учетной политике.
Вместе с тем при проведении работ по благоустройству территории могут создаваться объекты, отвечающие критериям самостоятельных объектов основных средств, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" и которые в целях бухгалтерского учета могут отражаться на соответствующих аналитических счетах счета 101 00 "Основные средства". Принятие решения об учете асфальтированной Площадки и Стены в качестве самостоятельных инвентарных объектов возложено на комиссию по поступлению и выбытию активов в соответствии с п. 34 Инструкции N 157н. При принятии данного решения комиссия руководствуется п.п. 7, 8, 9, 10 Стандарта "Основные средства" и п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н. Соответствующее решение уполномоченных должностных лиц, входящих в состав комиссии, должно быть основано на их профессиональном (субъективном) суждении (смотрите, в частности, письма Минфина России от 21.09.2017 N 02-06-10/61195, от 30.12.2014 N 02-07-10/69030).
В случае если будет принято решение о признании Площадки и Стены самостоятельными инвентарными объектами, то расходы могут быть отнесены на подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в соответствии с Порядком N 209н. При этом рассматривая вопрос о возможности отнесения результатов работ по благоустройству к нефинансовым активам, следует исходить из назначения (характеристик) объектов, помимо положений, отраженных в Инструкции N 157н и Стандарта "Основные средства", необходимо учитывать нормы, предусмотренные в СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158, для асфальтового покрытия Площадки а также согласно прямой норме п.п. 5.3.2 СНиП 22-02-2003 Свода правил по инженерной защите территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 274) Стена относится к удерживающим сооружениям.
Если будет оформлено заключение профильной комиссии учреждения, согласно которому осуществление работ по благоустройству территории не привело к созданию каких-либо нефинансовых активов, стоимость этих работ в полном объеме относится к расходам (затратам) текущего финансового года (письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244, от 23.09.2013 N 02-06-10/39403). При этом сведения о произведенных работах желательно внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031), которая ведется по соответствующему земельному участку. Работы в этом случае следует отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Согласно п. 10.2.8 на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, которые формируют (увеличивают) первоначальную стоимость объектов основных средств. При этом применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ обосновано в том случае, если такие работы выполняются в рамках нескольких контрактов, целью которых является формирование одного объекта основных средств (смотрите, например, раздел III Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483). В рассматриваемом случае работы производятся в рамках единого контракта, поэтому применять данный КОСГУ не следует.
Обустройство Площадки и Стены нельзя в рассматриваемом случае отнести на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, поскольку выполняемые на земельном участке работы не относятся к ремонтным работам, а также работы производятся по инициативе учреждения, а не по нормативному предписанию.
По вопросу использования элемента вида расхода для отражения в учете сообщаем следующее. Отнесение объектов Стена и Площадка к объектам капитального строительства зависит от технических характеристик объекта, назначения, функционала, технической документации, в зависимости от конкретного перечня работ, необходимых (произведенных) для строительства их. Вопросы отнесения к объектам капитального строительства окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами.
Соответственно, если данные объекты по заключению технических специалистов не являются объектами капитального строительства, а признаны самостоятельными объектами основных средств, то согласно п.п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы на их устройство можно отнести на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 310 "Увеличение стоимости основных средств". Если же созданное асфальтовое покрытие под площадку для сбора ТБО и устройство подпорной стены не будет признано самостоятельным объектом основных средств, то расходы в рамках единого договора по благоустройству территории относятся на элемент вида расхода 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
Если данные объекты по заключению технических специалистов будут отнесены к объектам капитального строительства, то в этом случае расходы на их устройство согласно п.п. 48.4.2 Порядка N 85н можно отнести на элемент вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке с подстатьей 310 "Увеличение стоимости основных средств".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

11 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.