Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственное автономное учреждение купило и установило лифт в рамках единого договора и учло его как отдельный инвентарный объект. Сейчас учреждение заключает отдельный договор на установку системы управления лифтом. В техническом задании к договору указано, что все работы проводятся во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме". На какой КОСГУ следует отнести услуги по установке системы управления лифтами (при пожарной тревоге лифт опускается, и открываются двери)?

Государственное автономное учреждение купило и установило лифт в рамках единого договора и учло его как отдельный инвентарный объект. Сейчас учреждение заключает отдельный договор на установку системы управления лифтом. В техническом задании к договору указано, что все работы проводятся во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
На какой КОСГУ следует отнести услуги по установке системы управления лифтами (при пожарной тревоге лифт опускается, и открываются двери)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения элементов видов расходов и подстатей КОСГУ зависит от классификации работ по установке системы управления лифтами профильными специалистами учреждения.
Если условиями договора предусмотрено направление средств на выполнение работ по монтажу системы как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера с отнесением на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретную классификацию операций сектора государственного управления учреждения должны руководствоваться Порядком N 209н, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 (далее - Порядок N 209н). Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания операции, определяемого на основании содержания договора.
Принятие к бухгалтерскому учету объектов имущества, классификация проводимых работ в рамках договоров относятся к полномочиям комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) согласно п. 34 Инструкции N 157н. Следовательно, прежде всего ответственным должностным лицам учреждения необходимо проанализировать запланированные работы по установке системы управления лифтами и определить характер договора, а именно, с какой целью и в рамках каких работ будет осуществляться данная установка.
Так, Комиссией учреждения установка системы управления лифтами может быть классифицирована в качестве дооборудования (модернизации, технического перевооружения, расширения) уже существующих лифтов, учтенных как отдельный инвентарный объект. При этом в соответствии с п. 11.1 Порядка N 209н расходы на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств относятся на подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Однако если речь идет не о договоре на модернизацию, техническое перевооружение объекта, но в рамках заключенных договоров выполняются работы по созданию системы управления лифтами, при этом такие расходы осуществляются в целях капитальных вложений, то такие расходы следует отражать с использованием подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8. Порядка N 209н).
В случае проведения работ по обустройству лифта, не приводящих к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей его функционирования (срока полезного использования, мощности и т.д.), то есть работы производятся не для целей капитальных вложений (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), затраты, связанные с установкой системы управления (например, стоимость работ по монтажу, стоимость приобретенных и вмонтированных расходных материалов), относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" (п. 10.2.6. Порядка N 209н).
Вместе с тем в рамках выполнения подобных работ могут возникнуть новые объекты, например оконечные аппараты, приборы, устройства средства управления, которые согласно п. 45 Инструкции N 157н могут быть приняты к учету в составе основных средств. То есть в учреждении может сложиться ситуация, при которой часть работ, проведенных по договору, подлежит отнесению на формирование первоначальной стоимости объекта основных средств, а часть нет. В этой связи необходимо отметить, что порядок отнесения расходов по договору в случае, если часть расходов формирует капитальные вложения, а часть нет, Порядком N 209н не урегулирован. Вместе с тем аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. В частности, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н).
Принимая во внимание данный факт, считаем, что если работы по установке системы управления лифтами не связаны с проведением модернизации (дооборудования) объекта, т.е. затраты на ее установку не подлежат включению в первоначальную стоимость лифта, а только отдельные объекты могут впоследствии быть приняты в качестве самостоятельных объектов основных средств, то в учреждении может быть принято решение об отражении таких расходов по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора на установку (монтаж) системы предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка N 209н. Учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

5 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.