Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2014 году по результатам инвентаризации при вступлении в должность нового директора обнаружилась недостача оборудования на сумму 910 тыс. руб., в том числе два объекта стоимостью свыше 100 тыс. руб. Было подано исковое заявление на материально ответственных лиц и лиц, принимавших данное оборудование по накладной. Согласно решению суда лицо не было признано виновным, не был доказан факт хищения, а установлено, что оборудование прибыло в коробках, которые не были проверены (недокомплект). Факт хищения не смогли доказать, поскольку в накладных стоит подпись и нет отметки о недокомплекте. Заявление на возбуждение уголовного дела было отклонено по этой же причине. Министерство образования и науки по данному факту издало приказ о списании суммы задолженности на забаланс (счет 04) в установленные законодательством сроки. По вопросу списания оборудования свыше 100 тыс. руб. возникла спорная ситуация с Департаментом имущественных отношений (Краснодарский край). На данный момент в перечне имущества в Департаменте имущественных отношений данное оборудование состоит, в учете в бухгалтерской программе не состоит, сумма числится на забалансе (910 тыс. руб.). Подан пакет документов на согласование списания этого оборудования в Департамент имущественных отношений (так как при проверке вынесено предписание о проведении процедуры списания). Как провести в учете все эти мероприятия при вынесении положительного заключения о списании? Нужно ли в учете это отражать, или достаточно исключить это оборудование из перечня Департамента имущественных отношений? Нужно ли изменять сумму, находящуюся на забалансе, уменьшать на сумму списанного ОЦИ, или нужно вернуть это оборудование на баланс и потом списать? Как правильно это сделать: какие операции и проводки провести в учете? Какие документы приложить к данным операциям?

В 2014 году по результатам инвентаризации при вступлении в должность нового директора обнаружилась недостача оборудования на сумму 910 тыс. руб., в том числе два объекта стоимостью свыше 100 тыс. руб. Было подано исковое заявление на материально ответственных лиц и лиц, принимавших данное оборудование по накладной. Согласно решению суда лицо не было признано виновным, не был доказан факт хищения, а установлено, что оборудование прибыло в коробках, которые не были проверены (недокомплект). Факт хищения не смогли доказать, поскольку в накладных стоит подпись и нет отметки о недокомплекте. Заявление на возбуждение уголовного дела было отклонено по этой же причине. Министерство образования и науки по данному факту издало приказ о списании суммы задолженности на забаланс (счет 04) в установленные законодательством сроки.
По вопросу списания оборудования свыше 100 тыс. руб. возникла спорная ситуация с Департаментом имущественных отношений (Краснодарский край). На данный момент в перечне имущества в Департаменте имущественных отношений данное оборудование состоит, в учете в бухгалтерской программе не состоит, сумма числится на забалансе (910 тыс. руб.). Подан пакет документов на согласование списания этого оборудования в Департамент имущественных отношений (так как при проверке вынесено предписание о проведении процедуры списания).
Как провести в учете все эти мероприятия при вынесении положительного заключения о списании? Нужно ли в учете это отражать, или достаточно исключить это оборудование из перечня Департамента имущественных отношений? Нужно ли изменять сумму, находящуюся на забалансе, уменьшать на сумму списанного ОЦИ, или нужно вернуть это оборудование на баланс и потом списать? Как правильно это сделать: какие операции и проводки провести в учете? Какие документы приложить к данным операциям?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, на период прохождения процедуры согласования списания стоимость оборудования, учтенного в составе ОЦДИ и подлежащего списанию в особом порядке, может быть учтена на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении". Данную хозяйственную операцию целесообразно оформить на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). При этом факт учета недостающих материальных ценностей на балансовых или забалансовых счетах не влияет на порядок отражения в учете ущерба, причиненного недостачей. Списанная на забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность" дебиторская задолженность должна быть учтена в сумме справедливой стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.

Обоснование вывода:
По общему правилу при выявлении по результатам инвентаризации недостач нефинансовых активов учреждению прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость. Вместе с тем действующим законодательством устанавливаются особые требования по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ), закрепленным за бюджетными учреждениями собственником или приобретенными учреждениями за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, предусматривающие обязательное согласование с собственником имущества (уполномоченным им органом власти, органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя) (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Поэтому правилами принятия решения о списании имущества, установленными собственником, может быть предусмотрена обязанность учреждения согласовывать с уполномоченным государственным органом решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Относительно рассматриваемой ситуации Порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 (далее - Порядок N 215). Так, в соответствии с п. 3.3 Порядка N 215 решение о списании движимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, за исключением ОЦДИ, принимается самостоятельно. Решение о списании ОЦДИ, закрепленного за государственным бюджетным учреждением Краснодарского края собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, балансовой стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, принимается по согласованию с краевым отраслевым органом исполнительной власти. Решение о списании иного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, принимается по согласованию с краевым отраслевым органом исполнительной власти и департаментом имущественных отношений Краснодарского края. Пунктом 4.3 Порядка N 215 установлено, что не позднее чем через 30 календарных дней после согласования с краевым отраслевым органом исполнительной власти списания имущества, а в установленных случаях - после согласования с департаментом оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем организации. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается (п. 4.4 Порядка N 215). Далее согласно п. 4.5 Порядка N 215 не позднее чем через 30 календарных дней после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, копия акта о списании, а также документы, представление которых предусмотрено требованиями Положения о порядке учета государственного имущества Краснодарского края и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403, направляются организацией в департамент для внесения сведений в Реестр государственной собственности Краснодарского края (в отношении имущества, решение о списании которого принимается по согласованию с департаментом).
Однако скорее всего в конкретном случае последовательность действий в отношении процедуры согласования и списания имущества по причине его недостачи соблюдена не была. Как ясно из сути вопроса, с балансового учета основные средства и ОЦДИ списаны, а согласование на списание получено не было. Соответственно, сведения в Реестре государственной собственности Краснодарского края не корректировались. Поэтому по данным департамента имущественных отношений это имущество продолжало учитываться в Реестре государственной собственности. С одной стороны, можно говорить о том, что учреждением был нарушен порядок списания ОЦДИ. С другой стороны, при выявлении недостачи основных средств их дальнейший учет на балансовых счетах также не корректен, так как такое имущество больше не является активами учреждения (смотрите п. 36 стандарта "Концептуальные основы").
В настоящее время для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) предназначен забалансовый счет 02 "Материальные ценности на хранении" (п. 335 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 21.09.2018 N 02-07-10/67934). В предыдущие годы для подобных целей учреждением мог быть введен иной забалансовый счет, предусмотренный в рамках учетной политики. Поэтому считаем, что если списание ОЦДИ и иных объектов было подтверждено документально, в частности, оформленными Актами о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), то и оснований учитывать данное имущество на счете 101 00 "Основные средства" у учреждения не было.
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах на период прохождения процедуры согласования списания оборудования стоимость ОЦДИ, подлежащего списанию в особом порядке, по нашему мнению, может быть учтена на забалансовом счете 02. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе (п. 332 Инструкции N 157н), то есть в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует отразить увеличение забалансового счета 02. Данную хозяйственную операцию целесообразно оформить на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Отметим, что Перечни ОЦДИ бюджетных учреждений определяются уполномоченными органами власти (местного самоуправления) (п.п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538). А вот ведение Перечня особо ценного движимого имущества (далее - Перечень) осуществляется непосредственно бюджетным (автономным) учреждением на основании сведений бухгалтерского учета (п. 5 Постановления N 538). Поэтому бюджетному учреждению необходимо проанализировать хозяйственную ситуацию на предмет расхождений данных бухгалтерского учета и сведений, отраженных в Перечне.
Кроме того, обратим внимание, что одновременно со списанием с учета имущества, выбывающего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба, определенная исходя из справедливой стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (п. 47 стандарта "Основные средства"), должна быть учтена на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). Причем факт учета недостающих материальных ценностей на балансовых или забалансовых счетах не влияет на порядок отражения в учете ущерба, причиненного недостачей.
Согласно п. 339 Инструкции N 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента принятия профильной комиссией организации бюджетной сферы решения о ее выбытии с балансового учета, в том числе из-за несоответствия задолженности критериям признания ее активом, подлежит учету на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность". Главная цель забалансового учета списанной дебиторской задолженности - наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников. Следовательно, если в учреждении было принято решение о списании задолженности, отраженной на счете 209 00, на забалансовый счет 04, то такая задолженность должна быть учтена не в сумме стоимости недостающих основных средств, а по справедливой стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Еще раз отметим, что согласование списания ОЦДИ и само его списание никаким образом не будут влиять на показатель, учтенный на забалансовом счете 04.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

3 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.