Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Отдел по вопросам семьи и детства бюджетного учреждения производит начисление и выплату ежемесячного вознаграждения приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей. По каким КВР и КОСГУ необходимо осуществлять данные выплаты в 2020 году?

Отдел по вопросам семьи и детства бюджетного учреждения производит начисление и выплату ежемесячного вознаграждения приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей.
По каким КВР и КОСГУ необходимо осуществлять данные выплаты в 2020 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на выплату вознаграждения семьям, оказывающим услугу по воспитанию ребенка, могут быть отражены по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Расходы подлежат отражению по соответствующим элементам вида расходов и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 48 Порядка N 85н, п. 3 Порядка N 209н).
Следует отметить, что ни Порядком N 85н, ни Порядком N 209н для отнесения выплаты вознаграждения приемной семье не предусмотрен отдельный код бюджетной классификации и статья (подстатья) КОСГУ.
Вместе с тем для отражения расходов на социальное обеспечение населения и осуществления иных выплат населению предназначена группа 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению", с учетом установленной в ней детализации по подгруппам и элементам вида расходов (п. 48.3 Порядка N 85н). При этом существует четкое разграничение между социальными выплатами, являющимися публичными нормативными обязательствами и выплатами в целях социального обеспечения, не относящимися к публичным нормативным обязательствам.
Так, по элементу вида расходов 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" подгруппы 310 "Публичные нормативные социальные выплаты гражданам" отражаются расходы на осуществление в пользу граждан социальных выплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами (п. 48.3.1.3 Порядка N 85н). Тогда как по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" подгруппы 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат" отражаются расходы на приобретение товаров, работ, услуг в целях социального обеспечения граждан в соответствии с законодательством РФ, в том числе на выплату вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства" (п. 48.3.2.3 Порядка N 85н).
В таком случае для отнесения указанной выплаты на соответствующий элемент вида расхода необходимо разобраться в природе данной выплаты, а именно, относится ли такая выплата к публичным нормативным обязательствам или нет.
Согласно ст. 6 БК РФ к публичным нормативным обязательствам относятся публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В рассматриваемой ситуации назначение и выплата ежемесячного вознаграждения гражданам, оказывающим помощь, предусмотрена в рамках реализации Закона Краснодарского края от 13.10.2009 N 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1836-КЗ). При этом данным Законом установлен и размер вознаграждения приемным семьям (ст. 4 Закона N 1836-КЗ). То есть можно предполагать, что данная выплата осуществляется в рамках публичных нормативных обязательств, в частности, если она включена в реестр соответствующих публичных нормативных обязательств.
Вместе с тем считаем, что в данном случае необходимо учитывать тот факт, что приемным родителям выплачивается именно сумма вознаграждения согласно условиям заключенного договора.
Договор о приемной семье носит возмездный характер. Согласно п. 2 ст. 153.1 Семейного Кодекса РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям определяется договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 152 Семейного Кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Учитывая данные обстоятельства, считаем, что данные выплаты могут быть отнесены на подгруппу 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат", а именно на элемент вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения".
В свою очередь, расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на оплату пособий различным категориям граждан, выплату ежемесячных пособий на ребенка, социальные выплаты гражданам, следует относить на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. Однако на данную подстатью не относятся оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению (п. 10.6.2 Порядка N 209н). Кроме того, в Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2020 года и доведенной Информацией Минфина России от 17.07.2020, не предусмотрена увязка элемента вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ.
В свою очередь, ежемесячное вознаграждение гражданам, оказывающим помощь, в рамках заключенного договора, может рассматриваться как оказание соответствующих услуг. При этом к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. 2 ст. 152 Семейного Кодекса РФ). В таком случае выплата данного вознаграждения может рассматриваться как оплата по договору за оказанные услуги. Поэтому расходы на выплату ежемесячного вознаграждения гражданам, оказывающим помощь, могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н, смотрите также п. 5 Приложение N 1 к письму Минфина РФ от 24.04.2009 N 06-02-27-238).
Вместе с тем применение элемента вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ допускалось вплоть до 16.07.2020 (смотрите, например, Таблицу соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемую в 2020 году, доведенную информацией Минфина России от 10.04.2020). Однако новыми рекомендациями, доведенными Информацией Минфина России от 17.07.2020, такая увязка была исключена.
Учитывая новые обстоятельства и отсутствие прямых указаний на применение конкретного кода КОСГУ для рассматриваемых выплат, полагаем что отражать расходы на выплату ежемесячного вознаграждения приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей возможно с применением подстатьи 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (п.п. 10.6.3. Порядка N 209н, смотрите также Таблицу соответствия КВР и КОСГУ от 17.07.2020). Так, на данную подстатью относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению, а перечень видов направления расходов не является закрытым.
Таким образом, расходы на ежемесячную выплату семьям, оказывающим услугу по воспитанию ребенка, в соответствии с утвержденной бюджетной сметой либо утвержденным государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам могут быть отражены по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.
В заключении отметим, что Таблицы соответствия КВР и КОСГУ не являются нормативно-правовым документом, а служат источником методической помощи, цель которого оказание содействия при применении элементов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности.
В свою очередь, при планировании средств на подобные выплаты учреждением могла быть предусмотрена детализация до уровня соответствующих статей (подстатей) КОСГУ. Так, если бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств или плановыми документами, иными документами обусловлены такие расходы с применением подстатьи 226 КОСГУ, то считаем, что органы государственного (муниципального) финансового контроля не вправе квалифицировать осуществление таких кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств (письма Минфина РФ от 27.02.2012 N 02-07-10/534 и от 18.12.2009 N 02-07-10/5856). При этом требований о внесении изменений в плановые показатели в случае изменения увязок, предусмотренных таблицами соответствия, на сегодняшний день нет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

4 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.