Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2018 году за федеральным учреждением на праве оперативного управления было закреплено здание 1800 года постройки. При передаче здания в акте балансовая стоимость и сумма амортизации равны нулю. Для принятия к учету учреждением была проведена оценка здания, стоимость определена в 18,5 млн. руб. В настоящее время на здание с даты принятия его на баланс учреждением начисляется амортизация. Вправе ли учреждение при принятии здания к учету начислить амортизацию в полном объеме? Как исправить ошибку по начислению амортизации за прошлые периоды?

В 2018 году за федеральным учреждением на праве оперативного управления было закреплено здание 1800 года постройки. При передаче здания в акте балансовая стоимость и сумма амортизации равны нулю. Для принятия к учету учреждением была проведена оценка здания, стоимость определена в 18,5 млн. руб. В настоящее время на здание с даты принятия его на баланс учреждением начисляется амортизация.
Вправе ли учреждение при принятии здания к учету начислить амортизацию в полном объеме? Как исправить ошибку по начислению амортизации за прошлые периоды?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если за время нахождения в составе имущества казны на объект недвижимого имущества амортизация не начислялась, то при его закреплении за бюджетным учреждением на праве оперативного управления в общеустановленном порядке надо рассчитать и единовременно начислить амортизацию за период нахождения данного объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны.
Полученное учреждением здание введено в эксплуатацию в 1800 году. Нормативные сроки службы зданий с толщиной стен 2,5-3,5 кирпича составляют 150 лет. Получается, что на момент получения указанного объекта учреждением его остаточная стоимость должна быть нулевой. При этом срок окончания срока полезного использования (завершения начисления амортизации по указанному объекту) не должен превышать месяц, следующий за месяцем его принятия.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении).
Вместе с этим, согласно п. 24 федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, п.п. 29, 333 Инструкции N 157н объекты основных средств, полученные учреждением от собственника (учредителя), иной организации госсектора признаются в учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником, учредителем), по стоимости из передаточных документов.
Соответственно, вести учет и проводить передачу какого-либо имущества в количественном выражении без суммового учета законодательством не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Следовательно, определение актуальной стоимости объекта входит в полномочия собственника имущества.
Иными словами, из состава имущества казны должны передаваться объекты нефинансовых активов по уже сформированной стоимости с одновременной передачей (при наличии) сумм ранее начисленной амортизации. В учете принимающей стороны получение из казны объектов основных средств должно быть отражено на соответствующих счетах именно по стоимости, указанной в первичных документах передающей стороны.
В конкретном случае бюджетному учреждению нежилое здание передано из казны. Следует обратить внимание, что на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну (далее - правовой акт по бюджетному учету). При этом расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны (п. 94 Инструкции N 157н).
При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны в общеустановленном порядке (п. 94 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 02-06-10/43382).
Таким образом, если за время нахождения в составе имущества казны на объект недвижимого имущества амортизация не начислялась, то при его закреплении за бюджетным учреждением на праве оперативного управления в общеустановленном порядке надо рассчитать и единовременно начислить амортизацию за период нахождения данного объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны.
Вместе с этим при отсутствии на дату принятия к учету объекта, закрепленного на праве оперативного управления, информации о начислении амортизации, пересчет амортизации учреждением-правообладателем не производится. При этом начисление амортизации осуществляется исходя из срока полезного использования, установленного с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта (письмо Минфина России от 27.05.2015 N 02-06-10/30485). При определении срока полезного использования не учитывается дата ввода объектов в эксплуатацию, а только данные о фактически подтвержденных сроках их эксплуатации.
Необходимо отметить, что по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее - Постановление N 1072).
Полученное учреждением здание введено в эксплуатацию в 1800 году. Нормативные сроки службы зданий с толщиной стен 2,5-3,5 кирпича составляют 150 лет. Получается, что на момент получения указанного объекта учреждением его остаточная стоимость должна быть нулевой. Аналогичная позиция выражена в приведенном выше письме Минфина России от 25.07.2016 N 02-06-10/43382. При этом срок окончания срока полезного использования (завершения начисления амортизации по указанному объекту) не должен превышать месяц, следующий за месяцем его принятия.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, при постановке на учет полученного здания учреждение вправе начислить амортизацию в полном объеме. Так как здание было передано в 2018 г., то доначислить сумму амортизации следует в порядке исправления ошибок прошлых лет.
Исправление ошибок прошлых лет осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом выявленных ошибок (п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480 (далее - Методические рекомендации)).
Кроме того, данные операции обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре, но в отчетности за 2019 год не отражаются, а корректируются входящие остатки на начало 2019 года (в межотчетном периоде) (п. 1.7 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005). В таком случае у контролирующих органов, скорее всего, не возникнет претензий относительно предоставления недостоверной отчетности за 2018 год и предшествующие периоды.
В настоящее время Инструкция N 157н предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Примеры по исправлению ошибок прошлых лет приведены в п. 17 Методических рекомендаций.
При этом выбор корреспонденций счетов для исправления таких ошибок зависит от их влияния на валюту баланса.
Поскольку операции по начислению амортизации влияли на показатели финансового результата прошлых периодов, в 2020 году в целях исправления ошибки может применяться счет 0 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному" в части расчетов прошлого года, счет 0 401 29 000 "Расходы прошлых лет" в части расчетов предыдущих периодов (т.е. до 2019 года) (п. 298 Инструкции N 157н).
Следует отметить, что бухгалтерские записи для исправления ошибок прошлых лет инструкциями по бухгалтерскому (бюджетному) учету не предусмотрены. Поэтому учреждению необходимо их согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
Таким образом, в учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями:
Дебет 4 401 20 271 Кредит 4 104 12 411
- способом "Красное сторно" скорректировано начисление амортизации за 2020 г.;
Дебет 4 401 28 271 Кредит 4 104 12 411
- способом "Красное сторно" скорректировано начисление амортизации за 2019 г.;
Дебет 4 401 29 271 Кредит 4 104 12 411
- отражено доначисление единовременной суммы амортизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

31 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.