Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками оформить списание неустоек, начисленных вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта из-за распространения новой коронавирусной инфекции, согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783?

Какими проводками оформить списание неустоек, начисленных вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта из-за распространения новой коронавирусной инфекции, согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание сумм неустоек по контрактам, невозможность исполнения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по которым вызвана распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), может быть отражена корреспонденцией по дебету счета 0 401 10 174 и кредиту счета 0 209 41 66Х. Порядок отражения таких операций следует закрепить в рамках формирования учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней, далее - неустоек) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На основании данной нормы соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила).
Так, согласно пп. "б" п. 2 Правил списание осуществляется по контрактам, по которым в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Списание осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение, для чего заказчик должен обеспечить сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил).
Как следует из п.п. 8, 9 Правил, вопрос о списании рассматривается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки таких решений, которая при наличии вышеуказанных оснований и документов принимает решение о списании в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с контрагентом по начисленной и неуплаченной сумме неустоек. Решение оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию, предусмотренную п. 9 Правил. Непосредственно списание осуществляется заказчиком на основании указанного решения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (п. 11 Правил).
Положениями Инструкции N 174н не предусмотрены конкретные корреспонденции для отражения списания начисленных неустоек согласно постановлению Правительства РФ, поэтому учреждению следует их разработать и закрепить в порядке формирования учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н).
Учитывая, что списание сумм неустоек происходит на основании распорядительного документа, такое списание можно рассматривать как новый факт хозяйственной жизни учреждения, в этом случае применение способа "Красное сторно", применяемого в основном для исправления ошибок, не совсем корректно.
При разработке схемы корреспонденций для рассматриваемой ситуации следует учитывать, что на подстатью 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат по списанию дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, в порядке, установленном бюджетным законодательством (п. 9.7.3 Порядка N 209н). Тогда как на подстатью 174 "Выпадающие доходы" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат по уменьшению (списанию) суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9.7.4 Порядка N 209н).
Из приведенных норм Правил можно сделать вывод, что списание при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика фактически обязательно. Судебная практика также исходила из обязательности применения действовавших ранее Постановления N 196 и Постановления N 190 (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 15.05.2015 N Д28и-1375, от 27.11.2015 N Д28и-3575, от 14.12.2015 N Д28и-3619, от 28.06.2016 N Д28и-1770, постановления АС Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 N Ф04-28134/15, Пятнадцатого ААС от 16.06.2016 N 15АП-7225/16, Первого ААС от 10.06.2016 N 01АП-2459/16).
Учитывая, что списание неустоек происходит не на основании бюджетного законодательства и обязанности учреждения по списанию сумм неустоек, считаем более корректным в данном случае применение подстатьи 174 "Выпадающие доходы" КОСГУ (смотрите письма Минфина России от 16.08.2019 N 02-07-10/62704, от 13.04.2020 N 02-07-10/29495).
Таким образом, списание неустоек по контрактам, по которым в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в учете бюджетного учреждения может быть отражено следующей корреспонденцией счетов:
1. Дебет 0 401 10 174 Кредит 0 209 41 66Х
- на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов отражено списание неустоек.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

10 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.