Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение заключило энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение, на семь лет. Цена контракта указана в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов на поставки энергоресурсов. Сумма энергосервисного контракта больше утвержденных плановых назначений по коммунальным услугам. Какими бухгалтерскими проводками следует отразить обязательства на счетах санкционирования по энергосервисному контракту?

Бюджетное учреждение заключило энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение, на семь лет. Цена контракта указана в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов на поставки энергоресурсов. Сумма энергосервисного контракта больше утвержденных плановых назначений по коммунальным услугам.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить обязательства на счетах санкционирования по энергосервисному контракту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы принятых бюджетным учреждением согласно энергосервисному контракту обязательств отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые обязательства" в разрезе финансовых периодов.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 1 ст. 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В соответствии с пп. 10.2.3 п. 10 Порядка N 209н расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) относятся на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
В соответствии с п. 308 Инструкции N 157н обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного (автономного) учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения. Следовательно, заключение энергосервисного контракта является основанием для отражения обязательств на счетах санкционирования расходов.
При этом действующее законодательство не содержит особенностей отражения обязательств для энергосервисных контрактов. Поэтому принятые обязательства отражаются на счетах санкционирования расходов в общеустановленном порядке по аналитическим группам синтетического счета, формируемых по финансовым периодам:
- 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
- 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
- 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
- 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
- 90 "Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)".
На основании п. 167 Инструкции N 174н суммы принятых бюджетным учреждением согласно энергосервисному контракту обязательств отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые обязательства".
Согласно п. 3 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры, в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).
При формировании квартальной отчетности фактическая экономия энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении) может быть не определена, и, как следствие, не будут скорректированы принятые обязательства по договорам с поставщиками коммунальных услуг. В результате этого показатели принятых обязательств по коммунальным услугам, в том числе обязательства по энергосервисному контракту, могут оказаться больше утвержденных по коммунальным услугам плановых назначений.
По общему правилу бюджетное учреждение не вправе принимать обязательства сверх утвержденных плановых назначений.
В то же время, в соответствии с п. 16 Стандарта "Концептуальные основы" ведение бухгалтерского учета осуществляется с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).
Кроме того, принятие бюджетными учреждениями обязательств сверх плановых назначений не может быть квалифицировано как нарушение, и, как следствие, к учреждению не может быть применена ответственность за нарушение порядка принятия обязательств (установленная ст. 15.15.10 КоАП РФ), которая предусмотрена для казенных учреждений.
Согласно п. 72.1 Инструкции N 33н информация о расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана хозяйственной (финансовой) деятельности, отражается в разделе 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) с указанием кодов причины превышения. В рассматриваемой ситуации может быть указан код причины 03 - иные причины. Информация о превышении обязательств по коммунальным услугами в результате заключения энергосервисного контракта дополнительно подлежит раскрытию в текстовой части раздела 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). Перечень дополнительных кодов причин превышения может быть установлен учредителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

6 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.