Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20). Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?

По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20).
Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачисление на основной лицевой счет бюджетного учреждения суммы удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141). Выбытие с отдельного лицевого счета денежных средств в сумме удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 18 (КВР 244).
Если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292).
Средства, полученные (удержанные из суммы предстоящей оплаты) бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Вместе с тем отметим, что согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливается местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов, поступивших (удержанных из суммы предстоящей оплаты) бюджетному учреждению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).
В соответствии с положениями п. 109 Инструкции N 174н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете в корреспонденции со счетом 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)".
Бюджетные учреждения при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) могут применять бухгалтерские записи с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Таким образом, рассматриваемые хозяйственные операции могут отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
- контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
Дебет 5 302 ХХ 83Х Кредит 5 304 06 732
- произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 244, КОСГУ исходя из экономического содержания расходов)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
- сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

8 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.