Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение - охотпользователь в рамках приносящей доход деятельности осуществляется оказание услуг по проведению охоты на диких животных. Первичным учетным документом, дающим право потребителю производить охоту в угодьях хозяйства, является БСО - разрешение на добычу охотничьих ресурсов. БСО учреждение получает от департамента охоты и рыболовства, являющегося также учредителем учреждения, в условной оценке: один бланк, один рубль. Какими корреспонденциями счетов отразить поступление, перемещение и списание бланков БСО в данном случае?

Бюджетное учреждение - охотпользователь в рамках приносящей доход деятельности осуществляется оказание услуг по проведению охоты на диких животных. Первичным учетным документом, дающим право потребителю производить охоту в угодьях хозяйства, является БСО - разрешение на добычу охотничьих ресурсов. БСО учреждение получает от департамента охоты и рыболовства, являющегося также учредителем учреждения, в условной оценке: один бланк, один рубль.
Какими корреспонденциями счетов отразить поступление, перемещение и списание бланков БСО в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности могут быть учтены на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" по текущей оценочной стоимости, а в случае невозможности ее определения - в условной оценке: один бланк, один рубль. После выдачи их со склада бланки строгой отчетности списываются с балансового учета с одновременным их отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Обоснование вывода:
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 N 379 (далее - Порядок) выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам осуществляется охотпользователем. Охотпользователь - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие охотхозяйственные соглашения (п. 2 Порядка). Бланки разрешений выдаются уполномоченным органом по заявке охотпользователя для последующей выдачи разрешений соответствующим лицам (п. 7 Порядка).
Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты. Так, для целей бухгалтерского учета признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п.п. 35, 36 Стандарта "Концептуальные основы..."). Таким образом, бланки строгой отчетности, полученные учреждением для осуществления своей деятельности, соответствуют понятию "актив" и, как следствие, подлежат отражению на балансе учреждения на соответствующих счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Кроме того, с 01.01.2019 расходы на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности относятся на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка N 209н). Таким образом, несмотря на то, что учреждение не приобретает бланки самостоятельно, предполагается дальнейший их учет на балансовом счете 0 105 00 000 "Материальные запасы".
Таким образом, бланки строгой отчетности, хранящиеся на складах учреждения, соответствуют понятию "актив" и подлежат отражению на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" до момента выдачи их со склада с дальнейшим отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" (смотрите также письма Минфина России от 14.03.2019 N 02-06-10/16864, от 26.04.2019 N 02-07-07/31230).
Отметим, что Минфин РФ подготовил проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н, в котором бланки строгой отчетности прямо поименованы в составе материальных запасов. Одновременно с этим планируется скорректировать и порядок забалансового учета бланков строгой отчетности. Такие материальные ценности должны будут приниматься к учету на счете 03 в момент их выдачи со склада ответственным лицам или с момента приобретения - в случае, когда на склад они не принимаются.
Учитывая, что в настоящий момент бланки строгой отчетности не поименованы в составе материальных запасов, предусмотренном Инструкцией N 157н, конкретный порядок учета бланков строгой отчетности учреждению следует закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
Согласно п. 34 Инструкции N 174н принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов при закреплении права оперативного управления отражается на основании первичных учетных документов (Актов о приеме-передаче, Извещения) по дебету счета 4 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 4 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления". Тогда как принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, полученных безвозмездно, отражается по дебету счета 2 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 2 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления".
Так как передающая сторона является учредителем бюджетного учреждения, возникает вопрос выбора КФО для отражения данных бланков. В данном случае между учреждениями возникают отношения охотпользователя и уполномоченного органа, они не связаны с деятельность учреждения по выполнению государственного задания, а связаны с приносящей доход деятельностью, поэтому считаем возможным отразить поступление бланков строгой отчетности по КФО 2.
Под поступлениями капитального характера понимаются те операции, которые приводят к увеличению стоимости основных фондов - недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера (п. 7 Порядка N 209н).
Материальные запасы не относятся к основным фондам. Соответственно, доходы от их поступления учитываются в данной ситуации по подстатье 191 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" КОСГУ.
В свою очередь, выбытие израсходованных материальных запасов отражается на основании первичных учетных документов по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" или 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг" в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 37 Инструкции N 174н).
Обратите внимание, первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н, п. 52 федерального стандарта "Концептуальные основы...").
Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н). При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в том числе и из экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции N 157н, п. 59 Стандарта "Концептуальные основы...").
Обратите внимание, что в случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект, один рубль. После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.
Таким образом, принятие к учету материальных запасов (бланков строгой отчетности), полученных безвозмездно, а также их дальнейшее движение в учете бюджетного учреждения может быть отражено следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 105 36 349 Кредит 2 401 10 191
- отражено принятие к учету бланков строгой отчетности, полученных безвозмездно;
2. Дебет 2 401 20 272 (2 109 ХХ 272) Кредит 2 105 36 449,
одновременно увеличение забалансового счета 03
- отражено списание выданных со склада лицам, ответственным за их дальнейшую выдачу, бланков строгой отчетности;
3. Уменьшение забалансового счета 03
- отражено выбытие бланков строгой отчетности при их выдаче физическим лицам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.