Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении используемые по отдельности монитор и системный блок числятся как два отдельных основных средства на счете 101.34. Вместе с тем единой учетной политикой, разработанной для государственных учреждений Вологодской области, предусмотрено, что такие материальные ценности должны учитываться в составе материальных запасов. В централизованную бухгалтерию от учреждения поступил протокол комиссии по поступлению и выбытию НФА, в котором принято решение перевести данные основные средства в материальные запасы и вторым вопросом сформировать из получившихся материальных запасов основное средство "Компьютер в сборе". 1. Необходимо ли "прогонять" данные объекты учета через материальные запасы, чтобы скомплектовать из основных средств "Компьютер в сборе", или возможна комплектация основного средства из основных средств? 2. Какими проводками правильно осуществить данную комплектацию?

В бюджетном учреждении используемые по отдельности монитор и системный блок числятся как два отдельных основных средства на счете 101.34. Вместе с тем единой учетной политикой, разработанной для государственных учреждений Вологодской области, предусмотрено, что такие материальные ценности должны учитываться в составе материальных запасов. В централизованную бухгалтерию от учреждения поступил протокол комиссии по поступлению и выбытию НФА, в котором принято решение перевести данные основные средства в материальные запасы и вторым вопросом сформировать из получившихся материальных запасов основное средство "Компьютер в сборе". 1. Необходимо ли "прогонять" данные объекты учета через материальные запасы, чтобы скомплектовать из основных средств "Компьютер в сборе", или возможна комплектация основного средства из основных средств? 2. Какими проводками правильно осуществить данную комплектацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Действующим законодательством не предусмотрен механизм и порядок его отражения в учете, при котором из односложных объектов, учтенных в качестве основных средств, собирается другое более сложное основное средство. С учетом положений единой учетной политики в конкретной ситуации перевод монитора и системного блока из состава основных средств в состав материальных запасов целесообразно отразить в порядке исправления ошибки прошлых лет с использованием специальных счетов, предусмотренных для этих целей.
2. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения комплектация основного средства из материалов должна осуществляться в обычном порядке с применением счета 106 01 "Вложения в основные средства".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что действующее законодательство в области бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы не обязывает учитывать мониторы и системные блоки исключительно в составе формируемого ими персонального компьютера. Обширная практика показывает, что мониторы и системные блоки могут учитываться как в составе материальных запасов (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462), так и в составе основных средств. Однако обратим внимание, что учет мониторов и системных блоков в качестве отдельных инвентарных объектов всегда был темой для споров и дискуссий. Суды, рассматривая подобные споры, ранее вставали как на сторону учреждений (постановление Восьмого ААС от 07.12.2011 N 08АП-8357/11), так и на сторону контролирующих органов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2012 N Ф02-601/12). Недавняя судебная практика (к примеру, постановление АС Волго-Вятского округа от 26.12.2017 N Ф01-6014/17), поддержанная Верховным Судом РФ (определение от 26.04.2018 N 301-КГ18-3857), говорит о возможном учете мониторов и системных блоков как в качестве отдельных основных средств, так и в качестве единых инвентарных объектов.
Решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Согласно п. 34 Инструкции N 157н соответствующие решения принимаются комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия). Любое решение профильной комиссии должно быть обосновано и аргументировано, подход к учету основных средств, которые используются одинаковым, единообразным. При этом профильная комиссия должна учитывать как положения действующих нормативных актов, так и положения учетной политики учреждения.
Таким образом, учет рассматриваемых в вопросе материальных ценностей будет зависеть от предмета договора, цели их использования и установленного учетной политикой способа учета приобретаемого имущества.
Так, относительно данной ситуации для органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений Вологодской области приказом Департамента финансов Вологодской области от 31.12.2019 N 82 утверждено Положение по единой учетной политике (далее - Положение N 82). Поэтому все государственные учреждения соответствующего публично-правового образования должны руководствоваться этим правовым актом и, следовательно, применять одинаковый подход к учету, в том числе мониторов и системных блоков. В Положении N 82 нет конкретных норм, разъясняющих порядок учета такого имущества. Вместе с тем из вопроса следует, что в бухгалтерском (бюджетном) учете государственных учреждений Вологодской области приобретенные мониторы и системные блоки должны отражаться в составе материальных запасов. В этом случае можно говорить о том, что при приобретении монитора и системного блока бюджетное учреждение неправильно приняло к учету эти ценности, что, в свою очередь, привело к ошибке и необходимости ее исправления. Поэтому вариант с реклассификацией, по нашему мнению, в конкретной ситуации будет не совсем уместен.
Более того, на сегодняшний день действующими нормативными актами не предусмотрены механизм и порядок его отражения в учете, при котором из односложных объектов, учтенных в качестве основных средств, собирается другое более сложное основное средство.
В целях отражения в учете выявленной ошибки организации бюджетной сферы должны руководствоваться стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Если ошибка была совершена в прошлом году (в прошлые годы), то для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые в целях исправления ошибок прошлых лет (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). При разработке схемы корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, влияющих на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части расходов используются счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 29 "Расходы прошлых лет", в части доходов - 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному" и 401 19 "Доходы прошлых лет". Оформление исправительных записей, не влияющих на финансовый результат деятельности учреждения, может быть отражено с применением счетов 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному" или 304 96 "Иные расчеты прошлых лет" в зависимости от периода, в котором совершена ошибка.
Отметим, что детальный порядок использования указанных счетов Инструкцией N 174н не урегулирован. Поэтому при необходимости исправления ошибок прошлых лет конкретный порядок использования данных счетов бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
В зависимости от характера исправление ошибки отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). Такие записи необходимо оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления (п. 18 Инструкции N 157н). При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и отчетности.
Согласно прямой норме пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на приобретение прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники и т.п., подлежат отнесению на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ. В свою очередь, на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ согласно пп. 11.4.7 п. 11 Порядка N 209н относятся расходы по оплате договоров на приобретение всех видов материалов для целей капитальных вложений.
Так, если изначально известно, что покупка материальных ценностей приведет к формированию капитальных вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства", то их приобретение следует отражать с применением подстатьи 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ. Если комплектующие приобретаются для замены вышедших из строя элементов компьютеров и их замена не будет отражаться путем изменения стоимости компьютеров, то приобретение мониторов и системных блоков следует отражать с применением подстатьи 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ. Если же заранее неизвестно, какая часть приобретаемых комплектующих впоследствии будет формировать показатель счета 106 01, то их приобретение целесообразно отразить по подстатье 346 КОСГУ исходя из нормы пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н. Поскольку последний вариант прямо из положений действующих нормативных актов не следует, то его применение учреждению следует согласовать.
Вместе с тем считаем: так как в конкретной ситуации известно, что приобретенные монитор и системный блок будут использоваться для сборки компьютера, то исправление ошибки прошлых лет целесообразно отразить с применением подстатьи 347 КОСГУ.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 101 34 310 Кредит 0 304 86 732 (0 304 96 732) - способом "Красное сторно" отражено списание стоимости ошибочно учтенных монитора и системного блока в качестве основных средств в зависимости от периода их приобретения;
2.1 Дебет 0 304 86 832 (0 304 96 832) Кредит 0 106 31 310
2.2 Дебет 0 106 31 310 Кредит 0 304 86 732 (0 304 96 732) - способом "Красное сторно" отражена корректировка капитальных вложений в основные средства;
3. Дебет 0 401 28 271 (0 401 29 271) Кредит 0 104 34 411 - способом "Красное сторно" отражено списание суммы начисленной амортизации (при необходимости);
4. Дебет 0 105 36 347 Кредит 0 304 86 732 (0 304 96 732) - дополнительной бухгалтерской записью отражено принятие имущества в составе материальных запасов;
5. Дебет 0 106 31 310 Кредит 0 105 36 447 - отражены капитальные вложения в объект (компьютер) в сумме стоимости приобретенных монитора и системного блока;
6. Дебет 0 101 34 310 Кредит 0 106 31 410 - отражено принятие к учету скомплектованного объекта основных средств компьютера.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет компьютерной техники (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.