Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В период карантинных мероприятий, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции, сотрудники бюджетного учреждения перешли на суммированный учет рабочего времени (длительность смены - 14 дней), поэтому встал вопрос по организации бесплатного питания. В настоящее время в учреждении произвели расходы за счет субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, но Планом ФХД данные расходы не предусмотрены. За счет каких источников финансирования учреждение должно приобретать продукты питания? Какими документами оформить организацию питания сотрудников? Какой элемент вида расхода и какую подстатью КОСГУ необходимо применить при направлении расходов на приобретение продуктов питания? На каком счете в соответствии с Инструкцией N 174н следует осуществлять учет продуктов питания?

В период карантинных мероприятий, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции, сотрудники бюджетного учреждения перешли на суммированный учет рабочего времени (длительность смены - 14 дней), поэтому встал вопрос по организации бесплатного питания. В настоящее время в учреждении произвели расходы за счет субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, но Планом ФХД данные расходы не предусмотрены.
За счет каких источников финансирования учреждение должно приобретать продукты питания? Какими документами оформить организацию питания сотрудников? Какой элемент вида расхода и какую подстатью КОСГУ необходимо применить при направлении расходов на приобретение продуктов питания? На каком счете в соответствии с Инструкцией N 174н следует осуществлять учет продуктов питания?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Расходы на питание сотрудников могут быть произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, или за счет средств экономии субсидии. За счет средств субсидии на выполнение задания такие расходы могут быть осуществлены при условии, если они были предусмотрены в расчете нормативных затрат.
Указанные расходы возможно произвести при уточнении плана ФХД.
2. Порядок документального оформления в части организации питания работников учреждению необходимо разработать самостоятельно с учетом требований Инструкции N 157н, положения Приказа N 52н.
3. Расходы по приобретению продуктов питания отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
4. Учет продуктов питания осуществляется на счете 105 02 "Продукты питания.

Обоснование вывода:
1. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация вынуждает учреждения медицинской и социальной направленности закрываться на карантин, персонал остается на изоляции внутри учреждений. Одним из актуальных вопросов в этом случае является организация питания работников. Отметим, что действующее нормативные документы не обязывают работодателя обеспечивать питанием работников учреждений, однако и ограничений для принятия такого решения не устанавливают. Поэтому принимая решение об организации питания работников, прежде всего, учреждению следует определиться с порядком финансового обеспечения расходов.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут осуществляться различные расходы бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
- расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
- расходы предусмотрены Планом ФХД.
Соответственно, учреждение может использовать средства от приносящей доход деятельности для осуществления расходов на питание своих работников без каких-либо ограничений при условии, что эти затраты будут отражены в Плане ФХД.
В свою очередь, финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Согласно абзацу 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг для соответствующих сфер деятельности, руководствуясь Методическими рекомендациями Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180). На основании этих общих требований органы власти и местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей, определяют нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ), что, в свою очередь, непосредственно влияет на общий объем субсидии.
Субсидии, предоставляемые на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, носят целевой характер. И если расходы на питание работников не предусматривались при расчете нормативных затрат на выполнение задания, учитываемых при определении размера субсидии, то в случае осуществления таких расходов контролирующие органы могут усмотреть признаки нецелевого использования средств субсидии. Поэтому прежде чем планировать затраты на питание работников за счет средств КФО 4, бюджетному учреждению следует проанализировать нормативный акт соответствующего публично-правового образования, регулирующий порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Расходы, осуществляемые за счет субсидии на выполнение задания, должны быть предусмотрены в расчете нормативных затрат, а также в Плане ФХД. При этом именно учреждение определяет направления расходования средств субсидии на выполнение задания.
Так, если расходы на организацию питания были учтены при расчете нормативных затрат, то затраты на питание работников на период распространения новой коронавирусной инфекции, по нашему мнению, вполне обоснованно могут осуществляться за счет КФО 4, т.е. за счет средств субсидии на выполнение задания. Обязательным условием является планирование подобных расходов, т.е. они должны быть предусмотрены в Плане ФХД.
Вместе с тем на указанные в вопросе цели могут быть направлены средства экономии:
- достигнутой учреждением при выполнении задания в прошлые годы;
- экономии субсидии на выполнение задания текущего года, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в задании.
Кроме того, учреждение может обратиться к учредителю с запросом о предоставлении субсидии на иные цели в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ для осуществления расходов, указанных в вопросе (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.03.2020 N 09-07-07/22874).
Таким образом, расходы на питание работников бюджетного учреждения могут быть произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности или за счет экономии прошлого или текущего года субсидии на выполнение задания, а также за счет средств предоставленной целевой субсидии. Расходование средств самой субсидии на выполнение задания возможно только при условии, что такие расходы предусматривались при расчете нормативных затрат на выполнение задания.
Обратите внимание, что документом, определяющим направления расходования средств независимо от источника финансового обеспечения, является План ФХД, составляемый в порядке, установленном учредителем, в соответствии с Требованиями N 186н. К Плану ФХД в обязательном порядке прилагаются расчеты (обоснования) плановых показателей поступлений и выплат (п. 8 Требований N 186н). Следовательно, при принятии решения о расходовании средств на питание работников такие затраты следует обязательно предусмотреть в Плане ФХД, путем внесения соответствующих уточнений.
2. Порядок организации питания учреждению следует разработать самостоятельно. Например, разработать положение по организации питания сотрудников в период карантинных мероприятий и утвердить его приказом руководителя или дополнить уже имеющийся локальный нормативный акт, который регулирует вопросы питания в целом по учреждению. Документальное же оформление хозяйственных операций по движению продуктов питания могут быть предусмотрены ведомственными правовыми актами либо учреждение разрабатывает его самостоятельно и утверждает в составе учетной политики по согласованию с учредителем. При этом применяемая учреждением схема документооборота должна учитывать требования Инструкции N 157н, положения Приказа N 52н. Так, поступление продуктов питания на склад бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с товарно-сопроводительными документами (накладные, товарно-транспортные накладные, транспортные накладные, акты, счета-фактуры и т.п.), а отпуск продуктов питания со склада (внутреннее перемещение продуктов питания (например, между складом и кухней)) может производиться либо на основании Требования-накладной (форма 0504204), либо на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202).
3. В 2020 году отнесение расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения Порядка N 85н и Порядка N 209н.
В Порядке N 85н отсутствует прямая норма о применении того или иного элемента вида расхода при приобретении продуктов питания. Но согласно п. 48.2.4.4 Порядка N 85н закупка товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". А согласно п. 11.4.2 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания, относятся на подстатью 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
Таким образом, указанные в вопросе расходы могут быть отнесены на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
4. Согласно п. 118 Инструкции N 157н и п. 30 Инструкции N 174н учет продуктов питания, продовольственных пайков, молочных смесей, лечебно-профилактического питания осуществляется на счете 0 105 02 000 "Продукты питания".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

3 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.