Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В государственном бюджетном учреждении здравоохранения проводился капитальный ремонт помещений за счет средств целевой субсидии (КФО 5). Ремонт проводился из материалов подрядчика. В процессе ремонта было установлено оборудование (сплит-системы, воздухонагреватель, вентилятор канальный и т.п.), предоставленное подрядчиком. Оплата прошла по подстатье 225 КОСГУ. По итогам выполненных работ контрагентом представлен акт. Какими проводками принять на учет оборудование, предоставленное поставщиком (подрядчиком)? По какой подстатье КОСГУ можно ставить оборудование на учет, а по какой делать отметку в инвентарной карточке?

В государственном бюджетном учреждении здравоохранения проводился капитальный ремонт помещений за счет средств целевой субсидии (КФО 5). Ремонт проводился из материалов подрядчика. В процессе ремонта было установлено оборудование (сплит-системы, воздухонагреватель, вентилятор канальный и т.п.), предоставленное подрядчиком. Оплата прошла по подстатье 225 КОСГУ. По итогам выполненных работ контрагентом представлен акт. Какими проводками принять на учет оборудование, предоставленное поставщиком (подрядчиком)? По какой подстатье КОСГУ можно ставить оборудование на учет, а по какой делать отметку в инвентарной карточке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объекты нефинансовых активов, созданные в результате капитального ремонта и соответствующие критериям, установленным стандартом "Основные средства" и Инструкцией N 157н, принимаются в составе основных средств на балансовый учет в учреждении вне зависимости от того, по какому КОСГУ была осуществлена оплата договора (контракта) в целом. Соответствующее решение, в том числе о формировании первоначальной стоимости объектов основных средств, относится к полномочиям профильной комиссии бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
Как правило, расходы на капитальный ремонт, не формирующие стоимость основных средств, сразу относятся на расходы или затраты текущего года (в дебет счета 401 20 или 109 00). Вместе с тем в результате осуществления определенных работ в рамках конкретных мероприятий, в том числе по капитальному ремонту, могут создаваться отдельные объекты основных средств. Действующее законодательство в части бухгалтерского учета не запрещает учреждениям учитывать такое имущество в качестве самостоятельных инвентарных объектов. В этом случае учет основных средств должен осуществляться вне зависимости от того, по какому коду КОСГУ был оплачен заключенный договор (контракт).
При принятии решения об отнесении таких объектов в состав основных средств члены профильной комиссии организации бюджетной сферы должны руководствоваться стандартом "Основные средства" и Инструкцией N 157н. После завершения работ профильной комиссией учреждения согласно требованиям п. 34 Инструкции N 157н на основании Актов выполненных работ оформляется заключение о создании в результате выполнения этих работ новых нефинансовых активов (НФА).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 стандарта "Основные средства", п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. При этом в составе основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (п. 8 стандарта "Основные средства"). Вместе с тем на основании положений стандарта "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В бухгалтерском учете учреждения затраты на создание объекта формируют объем произведенных капитальных вложений (п. 127 Инструкции N 157н). То есть на основании первичных документов (например, Акта выполненных работ или формы КС-2) часть расходов по ремонту, относящихся непосредственно к созданию объектов основных средств, можно списывать в дебет счета 106 01 "Вложения в основные средства".
В рассматриваемой ситуации капитальный ремонт здания осуществляется за счет средств целевой субсидии. Необходимо учитывать, что объекты основных средств не могут быть учтены по КФО 5 (п. 10.6 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 N 02-06-07/103995 N 07-04-05/02-29148, п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Поэтому приобретенное (созданное) за счет средств целевой субсидии имущество принимается к учету по КФО 4. При этом перевод имущества с КФО 5 на КФО 4 осуществляется с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н).
Проведение капитального ремонта здания (помещений) должно найти отражение в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031):
- в графах 5-8 раздела 4 "Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта" отражаются сведения о проведенном ремонте в виде записей о произведенных изменениях;
- в разделе 5 "Краткая индивидуальная характеристика объекта" вносятся записи об изменении признаков здания (помещений), такие как материалы, размеры, наименования важнейших комплектующих, деталей, узлов, приспособлений (смотрите письмо Минфина России от 07.11.2019 N 02-07-10/86687).
На объекты, соответствующие критериям отнесения их в состав основных средств, оформляются отдельные Инвентарные карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 5 401 20 225 Кредит 5 302 25 73Х*(1)
- отражены расходы по капитальному ремонту, не увеличивающие стоимость основных средств;
2. Дебет 5 106 ХХ 310 Кредит 5 302 25 73Х*(1), *(2)
- отражена стоимость работ, формирующая капитальные вложения в объекты основных средств;
3.1 Дебет 5 304 06 83Х Кредит 5 106 ХХ 410*(1), *(2)
3.2 Дебет 4 106 ХХ 310 Кредит 4 304 06 73Х*(1), *(2)
- вложения в объекты учтены в рамках деятельности по выполнению задания;
4. Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 106 ХХ 310*(2)
- приняты к учету основные средства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.
*(2) Если в 22, 23 разрядах номера счета учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.