Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило контракт об оказании услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем видеонаблюдения на сумму 250 000 руб. по подстатье 225 КОСГУ. Одним из условий технического задания было "Приобретать за счет средств поставщика необходимые для ремонта систем запасные части, оборудование и материалы на сумму не менее 60% от начальной максимальной цены контракта, входящей в общую цену заключенного контракта. При этом цена оборудования, запасных частей и материалов, поставляемых на замену, не должна быть выше среднерыночной цены, сопоставленной заказчиком, при необходимости, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на дату поставки. А оборудование и материалы должны быть новыми и соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации". В рамках исполнения контракта была произведена замена вышедших из строя видеокамер и видеорегистратора на сумму 54 000 руб. Камеры и видеорегистратор учитывались самостоятельными инвентарными объектами. Какими документами и проводками следует оформить данную операцию?

Казенное учреждение заключило контракт об оказании услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем видеонаблюдения на сумму 250 000 руб. по подстатье 225 КОСГУ. Одним из условий технического задания было "Приобретать за счет средств поставщика необходимые для ремонта систем запасные части, оборудование и материалы на сумму не менее 60% от начальной максимальной цены контракта, входящей в общую цену заключенного контракта. При этом цена оборудования, запасных частей и материалов, поставляемых на замену, не должна быть выше среднерыночной цены, сопоставленной заказчиком, при необходимости, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на дату поставки. А оборудование и материалы должны быть новыми и соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации". В рамках исполнения контракта была произведена замена вышедших из строя видеокамер и видеорегистратора на сумму 54 000 руб. Камеры и видеорегистратор учитывались самостоятельными инвентарными объектами. Какими документами и проводками следует оформить данную операцию?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замененные в ходе исполнения контракта видеокамеры и видеорегистратор на основании решения комиссии могут быть приняты к учёту в состав основных средств. В свою очередь, пришедшие в негодность объекты основных средств подлежат списанию в общем порядке с учетом особенностей, установленных локальными документами учреждения.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации исполнитель в рамках контракта на оказании услуг по техническому обслуживанию произвел замену неисправных видеокамер и видеорегистратора, следовательно, такие работы могут квалифицироваться в качестве ремонтных. В соответствии с п. 10.2.5 Порядка N 209 расходы на ремонтные работы относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Вместе с тем оплата расходов в рамках ремонтных работ по подстатье 225 КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты нефинансовых активов, подпадающие под критерии, установленные Стандартом "Основные средства" и Инструкцией N 157н для основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058). Так, согласно п. 28 Стандарта "Основные средства" при проведении ремонтов затраты на создание активов могут формировать объем капитальных вложений. То есть на основании товарных накладных часть расходов, которые приведут к увеличению стоимости основных средств, может списываться в дебет счета 0 106 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 00 000 (п. 31 Инструкции N 162н). В дальнейшем такие затраты следует признать в стоимости основных средств (п. 34 Инструкции N 162н). Причем в п. 28 Стандарта "Основные средства" речь идет не обо всех затратах на проведение ремонтов, а только о той части, которая относится к созданию активов.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Вместе с тем на основании положений Стандарта "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В данном случае такие объекты, как камеры и видеорегистратор, по нашему мнению, в полной мере соответствуют критериям отнесения нефинансовых активов к основным средствам. В частности, учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, они предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции, могут использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев. Кроме того, при необходимости они могут быть демонтированы без ущерба и установлены в ином объекте недвижимости. Следовательно, в учреждении может быть принято вполне обоснованное решение об учете камер и видеорегистратора в качестве отдельных инвентарных объектов.
Таким образом, по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов камеры и видеорегистратор, установленные в ходе ремонта, могут быть приняты к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов, при этом их стоимость может быть сформирована на основании данных товарной накладной, предоставленной подрядчиком.
В свою очередь, неисправные камеры и видеорегистратор подлежат списанию в общем порядке с учетом особенностей, установленных локальными документами учреждения. Положениями п. 335 Инструкции N 157н и п. 10 Инструкции N 162н предусмотрено, что выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается по кредиту счета 0 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до момента их утилизации. Окончательное списание данного имущества с забалансового счета 02 производится после завершения мероприятий по демонтажу (утилизации, уничтожению) (п. 52 Инструкции N 157н).
Таким образом, на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в бюджетном учете учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410 - отражено выбытие камер и видеорегистратора, пришедших в негодность в части суммы начисленной амортизации;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410 - отражено выбытие камер и видеорегистраторов, пришедших в негодность в части остаточной стоимости;
3. Увеличение забалансового счета 02 - списанные с баланса камеры и видеорегистратор приняты к забалансовому учету до момента их демонтажа и (или) утилизации;
4. Уменьшение забалансового счета 02 - выбытие камер и видеорегистратора в результате демонтажа и (или) утилизации;
5. Дебет КРБ 1 106 ХХ 310 Кредит КРБ 1 302 25 73Х, - на основании накладной исполнителя отражены капитальные вложения в камеры и видеорегистратор;
6. Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КРБ 1 106 ХХ 310 - приняты к учету установленные камеры и видеорегистратор.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.