Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение получило от государственного унитарного предприятия основные средства (шкафы, кровати, тумбы) на основании акта приема-передачи материальных ценностей. В данном акте отражено наименование передаваемого имущества и количество, информация о стоимости отсутствует, также отсутствует распоряжение собственника о передаче этого имущества и извещение (ф. 0504805). Каков порядок постановки на учет данных объектов нефинансовых активов, порядок их оценки, а также какие бухгалтерские записи необходимо отразить в бюджетном учете?

Казенное учреждение получило от государственного унитарного предприятия основные средства (шкафы, кровати, тумбы) на основании акта приема-передачи материальных ценностей. В данном акте отражено наименование передаваемого имущества и количество, информация о стоимости отсутствует, также отсутствует распоряжение собственника о передаче этого имущества и извещение (ф. 0504805).
Каков порядок постановки на учет данных объектов нефинансовых активов, порядок их оценки, а также какие бухгалтерские записи необходимо отразить в бюджетном учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету в рассматриваемом случае основных средств, полученных от унитарного предприятия, отражается в бюджетном учете казенного учреждения:
- по дебету счета КРБ 1 101 36 310 "Инвентарь производственный и хозяйственный" в корреспонденции кредитом счета КРБ 1 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора";
- по справедливой стоимости на дату приобретения.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе самостоятельно распоряжаться только недвижимым имуществом, закрепленным за ним для хозяйственного ведения. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ или иными правовыми актами. Соответственно, решение о передаче унитарным предприятием товарно-материальных ценностей может быть принято и без согласования с собственником имущества.
За казенными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Такие учреждения независимо от вида имущества или его стоимости не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). При этом запрет на принятие казенным учреждением безвозмездно переданных ему товарно-материальных ценностей, принадлежащих на праве собственности тому же публично-правовому образованию, на базе которого создано казенное учреждение, действующим законодательством не установлен.
В рассматриваемой ситуации товарно-материальные ценности (шкафы, кровати, тумбы) передаются казенному учреждению от унитарного предприятия по волеизъявлению сторон и без согласования с собственником. Поэтому такую хозяйственную операцию следует рассматривать как безвозмездную передачу, а не как движение объектов между учреждениями одного публично-правового образования.
Право отнесения полученных товарно-материальных ценностей к объектам учета основных средств или материальных запасов возлагается на постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Как правило, шкафы, кровати, тумбы учитываются в составе основных средств на счете 101 06 "Инвентарь производственный и хозяйственный".
Унитарные предприятия в целях применения статей (подстатей) КОСГУ относятся к организациям государственного сектора (п. 9.5 Порядка N 209н). Поэтому безвозмездные неденежные поступления капитального характера от унитарных предприятий следует относить на подстатью 195 КОСГУ (п. 9.9 Порядка 209н).
Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции N 162н в бюджетном учете казенного учреждения принятие к учету безвозмездно полученных от унитарного предприятия основных средств должно отражаться по дебету счета КРБ 1 101 36 310 "Инвентарь производственный и хозяйственный" в корреспонденции кредитом счета КРБ 1 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Рассматриваемая безвозмездная передача имущества по своему экономическому содержанию является необменной хозяйственной операцией (п. 7 СГС "Основные средства"). Первоначальной (фактической) стоимостью объектов основных средств, полученных учреждением по необменной операции, признается их справедливая стоимость на дату передачи (п. 22 СГС "Основные средства"). Основными методами определения справедливой стоимости в соответствии с п. 54 СГС "Концептуальные основы..." являются: метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. Субъект учета имеет право использовать тот метод, который считает наиболее применимым для достоверной оценки справедливой стоимости актива*(1).
При оценке справедливой стоимости методом амортизированной стоимости замещения первоначально определяется меньшая из величин: стоимость восстановления (воспроизводства) основного средства и стоимость замены основного средства, которая определяется на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Далее, исходя из меньшей выбранной стоимости актива, необходимо определить сумму накопленной амортизации. Амортизация рассчитывается методом, установленным в учетной политике для подобных активов. Справедливая стоимость будет равна разнице между стоимостью восстановления или стоимостью замены актива и рассчитанной из этой стоимости накопленной амортизации. Такой порядок установлен п. 56 стандарта "Концептуальные основы...".
При определении справедливой стоимости основного средства методом рыночных цен результаты определения справедливой стоимости актива должны быть документально подтверждены. Вместе с тем нормативными актами не установлено, каким образом должны быть подтверждены результаты определения справедливой стоимости, поэтому данный порядок субъекту учета следует определить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике. Так, например, информация о рыночных ценах может быть получена путем изучения комиссией по поступлению и выбытию активов рыночных цен в открытом доступе или же от независимых экспертов (оценщиков) (п. 59 стандарта "Концептуальные основы...")*(2).
Обязанность определения справедливой стоимости следует возложить на профильную Комиссию учреждения (абзац 4 п. 25 Инструкции N 157н). Перечень используемых источников и документов, прилагаемых к заключению Комиссии о справедливой стоимости объекта, можно установить в учетной политике. Само заключение Комиссии можно составить в произвольной или по утвержденной локальным актом форме.
Также Комиссия устанавливает срок полезного использования полученного имущества:
- с учетом информации, предоставленной контрагентом о сроке фактической эксплуатации передаваемого нефинансового актива;
- с учетом ожидаемого срока использования нефинансового актива в учреждении и выявленного физического износа объекта.
Если первоначальная стоимость основного средства определена Комиссией свыше 100 000 рублей, то ежемесячное начисление амортизации осуществляется исходя из справедливой стоимости имущества и установленного Комиссией срока полезного использования.
На основании положений приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н, в целях принятия к учету в составе основных средств объектов материальных ценностей, полученных безвозмездно, оформляется "Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов" (ф. 0504101). Однако для оформления безвозмездного поступления основных средств стоимостью менее 10 000 рублей включительно может использоваться унифицированная форма "Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов)" (ф. 0504207). Правила применения указанных форм нужно определить в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

17 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Примерная форма Учетной политики для целей бюджетного учета в казенных учреждениях и органах власти (редакция на 2020 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
*(2) Как определить справедливую стоимость активов для целей бухгалтерского учета? Памятка бухгалтеру бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).