Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете бюджетного медицинского учреждения приобретение костюмов противоэпидемических одноразовых и костюмов защитных противочумных многоразовых за счет субсидий на иные цели? Необходимо ли отражать перенос приобретенных костюмов с КФО5 на КФО4?

Как отразить в учете бюджетного медицинского учреждения приобретение костюмов противоэпидемических одноразовых и костюмов защитных противочумных многоразовых за счет субсидий на иные цели? Необходимо ли отражать перенос приобретенных костюмов с КФО5 на КФО4?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение может предусмотреть своей учетной политикой порядок учета защитных костюмов для медицинского персонала на счете 5 105 05 000 в увязке со статьей 345 КОСГУ. Законодательно закрепленной обязанности по переносу материальных запасов с КФО 5 на КФО 4 нет. По данному вопросу учреждение может также согласовать свою позицию с учредителем и отразить в учетной политике.
На забалансовом счете 27 могут быть учтены выданные в личное пользование многоразовые костюмы.

Обоснование вывода:
Отраслевыми нормативными актами одноразовые халаты и прочие предметы рассматриваются как элемент специальной одежды медицинского работника. Так, в силу требований СанПиН 2.1.3.2630-10 медперсонал должен быть обеспечен сменными комплектами спецодежды. Методические рекомендации MP 2.2.9.2242-07 в целях снижения риска инфицирования обязывают медицинский персонал в процессе повседневной трудовой деятельности использовать специальную одежду и универсальные защитные устройства / приспособления.
Инструкцией N 174н, а также Порядком N 209н, регулирующим использование КОСГУ, алгоритм учета одноразовых халатов, одноразовых защитных костюмов, шапочек и пр., приобретаемых для медицинского персонала, однозначно не урегулирован.
Так, по мнению специалистов финансового ведомства, одноразовую одежду следует рассматривать как средство индивидуальной защиты медработников (письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318). Соответственно, в учреждении может быть принято решение об отнесении расходов на ее приобретение на подстатью 345 КОСГУ, предназначенную для отражения расходов на покупку мягкого инвентаря, в том числе функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, к которому относится специальная одежда. При этом сама одноразовая одежда должна учитываться на счете 0 105 05 000. Учреждение для целей учета поименованных в вопросе защитных костюмов может определить в учетной политике аналогичный порядок.
По общему правилу нефинансовые активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены (получены, возникли). Однако в отношении основных средств данное правило неприменимо. Так, согласно положениям п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, писем Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11 основные средства не могут отражаться в Балансе (ф. 0503730) по КФО 5 на отчетную дату и, соответственно, по КФО 5 не могут быть учтены. Кроме того, не предусматривается формирование показателей по счетам 5 101 00 000 и в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768). Однако ни в одном из вышеперечисленных случаев не установлено ограничение на отражение материальных запасов по КФО 5. Ввиду того, что законодательно обязанности по переводу материальных запасов на КФО 4 нет, учреждение может учитывать приобретенные защитные костюмы на коде финансового обеспечения 5. В любом случае учреждение при принятии окончательного решения должно учитывать мнение учредителя по данному вопросу.
В рассматриваемой ситуации учреждение принимает к учету защитные медицинские костюмы как одноразового использования, так и многоразового. Если учреждение приобретает мягкий инвентарь по договору поставки по стоимости, указанной в передаточных документах, то поступление следует отразить сразу на счете 105 05 000 (п. 98 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075). Выдачу мягкого инвентаря со склада, а также его перемещение внутри учреждения следует отражать в учете путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.
При выдаче мягкого инвентаря в личное пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими своих служебных обязанностей мягкий инвентарь списывается с балансового учета на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) с одновременным отражением на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции N 157н, раздел 2 Методических указаний).
С учетом того факта, что часть защитных костюмов предполагает одноразовое использование, а часть многоразовое, то порядок выбытия с балансового учета следует отразить в бухгалтерском учете по-разному. Так, в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с коронавирусной инфекцией, одноразовые защитные костюмы необходимо сразу же после использования обрабатывать и утилизировать, вне зависимости от степени износа, другими словами, принятия комиссионного решения для списания в данном случае не требуется. В таком случае учреждение может предусмотреть в учетной политике специальный порядок учета и списания таких материальных запасов, при котором они могут быть сразу списаны с балансового учета при выдаче. Увеличивать при этом забалансовый счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" в данном случае представляется нецелесообразным ввиду краткосрочности использования. При этом многоразовые защитные костюмы как раз ввиду длительности их эксплуатации конкретным сотрудником при выдаче в личное пользование необходимо отразить на забалансовом счете 27.
Для отражения фактов хозяйственной жизни, изложенных в рассматриваемой ситуации, учреждение может использовать следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 5 105 35 345 Кредит 5 302 34 73Х*(1)
- отражено поступление защитных костюмов;
2. Дебет 5 401 20 272 Кредит 5 105 35 445
- отражена выдача защитных костюмов, как одноразового, так и многоразового использования в эксплуатацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

24 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В 24-26 разрядах номера счета указывается соответствующая подстатья КОСГУ.