Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение наделено полномочиями заключать договоры аренды для предоставления жилых помещений в целях проживания определенным категориям граждан, замещающим государственные должности, должности государственной гражданской службы, которые не являются работниками учреждения. Между казенным учреждением и физическим лицом заключен договор аренды жилого помещения сроком на один год. Предметом договора аренды жилого помещения является предоставление арендодателем за плату во временное владение и пользование арендатору жилого помещения для последующей передачи его для проживания работнику министерства. Учреждение наделено полномочиями осуществлять закупки в интересах министерства за счет выделенных на эти цели средств. Работнику жилье предоставляется по договору безвозмездного пользования. Подпадает ли такой договор под СГС "Аренда"? Как отразить в учете передачу в безвозмездное пользование арендованного имущества от учреждения работнику министерства?

Казенное учреждение наделено полномочиями заключать договоры аренды для предоставления жилых помещений в целях проживания определенным категориям граждан, замещающим государственные должности, должности государственной гражданской службы, которые не являются работниками учреждения.
Между казенным учреждением и физическим лицом заключен договор аренды жилого помещения сроком на один год. Предметом договора аренды жилого помещения является предоставление арендодателем за плату во временное владение и пользование арендатору жилого помещения для последующей передачи его для проживания работнику министерства. Учреждение наделено полномочиями осуществлять закупки в интересах министерства за счет выделенных на эти цели средств. Работнику жилье предоставляется по договору безвозмездного пользования.
Подпадает ли такой договор под СГС "Аренда"? Как отразить в учете передачу в безвозмездное пользование арендованного имущества от учреждения работнику министерства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор аренды жилого помещения, заключенный между казенным учреждением и физическим лицом для последующего предоставления помещения в целях проживания определенным категориям граждан, которые не являются работниками учреждения, считаем возможным отражать в учете казенного учреждения с применением положений Стандарта "Аренда".
Вместе с тем в отношении заключенного одновременно с договором аренды жилого помещения договора безвозмездного пользования с лицом, для обеспечения проживания которого было арендовано имущество, положения Стандарта "Аренда" могут не применяться.
Учет такого имущества может быть организован на дополнительном забалансовом счете в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
Стандарт "Аренда" применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее - объекты учета аренды), если иное не установлено действующим законодательством (п. 2 Стандарта "Аренда"). Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом Стандарт "Аренда" применяется одновременно с применением положений Стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Стандарт "Концептуальные основы..."). Согласно п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Одним из критериев полезного потенциала, заключенного в активе, выступает его пригодность для использования учреждением самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания учреждения, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств) (п. 37 Стандарта "Концептуальные основы...").
В рассматриваемой ситуации казенным учреждением (арендатор) заключен договор аренды жилого помещения с физическим лицом (арендодатель) в целях реализации возложенных на казенное учреждение полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в частности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, которые не являются работниками учреждения. Таким образом, можно сделать вывод, что такая аренда не является исключением и подпадает под действие Стандарта "Аренда", поскольку договор аренды заключается учреждением именно в целях выполнения возложенных на него полномочий, а значит, такое имущество может рассматриваться в качестве актива казенного учреждения.
Поскольку дальнейшая передача в собственность арендатора (казенного учреждения) по условиям договора аренды не определена и отсутствуют иные признаки, предусмотренные в п. 13 Стандарта "Аренда", позволяющие классифицировать недвижимое имущество как объект неоперационной (финансовой) аренды, то рассматриваемый договор может быть классифицирован как договор операционной аренды. В случае классификации уполномоченными лицами учреждения рассматриваемого договора в качестве объекта операционной аренды объектом учета выступает право пользования активом (счет 111 41 "Права пользования жилыми помещениями"), которое признается в бухгалтерском учете в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды, с одновременным отражением арендных обязательств арендатора (кредиторской задолженности по аренде) (п. 20 Стандарта "Аренда"). Объекты учета операционной аренды отражаются в порядке, предусмотренном пунктами 20, 21 Стандарта "Аренда" (смотрите также раздел III.2 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Аренда", доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464).
В данном случае одновременно с заключенным договором аренды жилого помещения с лицом, для обеспечения проживания которого было арендовано имущество, заключается договор безвозмездного пользования (п. 2 ст. 615, ст. 689 ГК РФ). Следует отметить, что порядок учета предоставленного в безвозмездное пользование арендованного имущества прямо не урегулирован ни Стандартом "Аренда", ни Инструкцией N 157н.
Вместе с тем специалистами финансового ведомства была высказана позиция, что при предоставлении права пользования имуществом по решению собственника имущества - учредителя субъекта учета, а также в соответствии с положениями законов на безвозмездной основе, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, условий для признания объектов аренды на льготных условиях, формирующих доходы (доходы будущих периодов) не возникает. В связи с чем положения Стандарта "Аренда" не применяются (п. 9.7 системного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 N 02-06-07/2736/07-04-05/02-932)*(1).
Также финансовым ведомством была высказана позиция, согласно которой договоры социального найма в связи со спецификой условий, порядка и оснований их заключения, не относятся к объектам учета аренды в рамках положений Стандарта "Аренда" (письмо Минфина России от 17.01.2019 N 02-06-05/1886).
Несмотря на то, что договор на предоставление в данном случае в безвозмездное пользование жилого помещения хоть и не является договором социального найма (ст. 49 Жилищного кодекса РФ) или договором найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 91.1 Жилищного кодекса РФ), поскольку жилое помещение не является государственной (муниципальной) собственностью и не формирует государственный (муниципальный) жилищный фонд (пп. 2-3 п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ), считаем возможным не применять положения Стандарта "Аренда" по такому договору по аналогии с договором социального найма, а также основываясь на том, что предоставление жилого помещения в безвозмездное пользование отдельным категориям граждан, обусловленным их статусом, является выполнением возложенных на казенное учреждение полномочий.
Подтверждением такого подхода может служить отсутствие в Инструкции N 162н порядка отражения подобных фактов хозяйственной жизни. Так, согласно п. 7 Инструкции N 162н при передаче объектов недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование (объекты учета операционной аренды) отражается внутреннее перемещение объектов основных средств между лицами, ответственными за сохранность имущества. При этом такое имущество учитывается на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", и арендодатель выступает балансодержателем имущества. В рассматриваемой ситуации в безвозмездное пользование предоставляется имущество, не относящееся к государственному (муниципальному), жилое помещение арендовано у физического лица, т.е. это частная собственность (п.п. 1, 2 ст. 212 ГК РФ). Жилое помещение не отражается на счете 101 00 в учете казенного учреждения - арендатора, объектом учета выступает право пользования жилым помещением, отраженное на счете 111 41. Отражение в учете внутреннего перемещения права пользования активом по аналогии с предоставлением основных средств в аренду (пользование) в Инструкции N 162н отсутствует.
Для организации контроля за арендованным жилым помещением, переданным в безвозмездное пользование, в рамках учетной политики казенного учреждения может быть предусмотрена возможность учета объекта недвижимости на дополнительно введенном забалансовом счете в соответствии с п. 332 Инструкции N 157н.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

30 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время Минфин России подготовил проект изменений в Стандарт "Аренда", согласно которому положения Стандарта "Аренда" не применяются в случаях, аналогичных изложенным в п. 333 Инструкции N 157н (проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", подготовлен Минфином России 25.11.2019).