Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" поселению из бюджета выделены деньги на благоустройство общественной территории (парка) (победители рейтингового голосования). Все работы по благоустройству, а именно: подготовка территории парка, демонтажные работы, водоснабжение, озеленение, освещение, видеонаблюдение, укладка тротуарной плитки, обустройство детских площадок, установка сцены, лавочек, урн - будут осуществляться в рамках одного муниципального контракта. На основании контракта можно определить стоимость отдельных видов работ, формирующих общий объем работ по благоустройству. По какой подстатье КОСГУ следует отразить расходы (310, 226 или др.)?

В рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" поселению из бюджета выделены деньги на благоустройство общественной территории (парка) (победители рейтингового голосования). Все работы по благоустройству, а именно: подготовка территории парка, демонтажные работы, водоснабжение, озеленение, освещение, видеонаблюдение, укладка тротуарной плитки, обустройство детских площадок, установка сцены, лавочек, урн - будут осуществляться в рамках одного муниципального контракта. На основании контракта можно определить стоимость отдельных видов работ, формирующих общий объем работ по благоустройству.
По какой подстатье КОСГУ следует отразить расходы (310, 226 или др.)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения кодов бюджетной классификации и статей (подстатей) КОСГУ зависит от экономического содержания осуществляемых расходов, а также от условий контракта и предусмотренного порядка документального оформления расходов.
При принятии учреждением решения об учете объектов благоустройства в составе основных средств затраты на их приобретение и другие сопутствующие возведению объектов расходы, формирующие первоначальную стоимость основных средств, относятся на статью 310 КОСГУ.
Прочие расходы в рамках комплексного договора по благоустройству территории, в результате которого не создаются объекты нефинансовых активов, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
В рассматриваемой ситуации все работы по благоустройству будут осуществляться по одному муниципальному контракту*(1). При этом отнесение расходов только на одну статью КОСГУ не является обязательным условием отнесения соответствующего обязательства к какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ, п. 3 Порядка N 209н предусмотрена группировка расходов в зависимости от экономического содержания операции.
При этом, как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" для признания материальных ценностей основными средствами.
В целях принятия решения об отнесении затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ необходимо оценить конечный результат, который планируется достигнуть в результате исполнения контракта, а также документы, которые должны быть представлены по итогам исполнения муниципального контракта, на предмет возможности формирования на их основе стоимостных оценок отдельных элементов работ по благоустройству и отнесения их к самостоятельным объектам основных средств.
Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов (в том числе основных средств) относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия исходит, прежде всего, из функционального назначения, направления использования объекта имущества и срока его полезного использования, и принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формулируемого исходя из анализа документации, содержащей технические характеристики объекта. В случае заключения контракта, в результате которого будут приобретены или созданы объекты основных средств, а также осуществлены работы, относящиеся на расходы учреждения, комиссии необходимо оценить объем расходов из общей цены контракта, которые сформируют первоначальную стоимость объектов основных средств.
Отметим, что согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - товарной накладной.
Соответственно, ключевым при отнесении затрат на ту или иную статью/подстатью расходов будет классификация контракта (договора) или отдельных его пунктов как договора поставки или оказания услуг (работ) (письмо Минфина России от 13.09.2019 N 02-08-05/70775).
В соответствии с п. 11.1 Порядка N 209н на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам. Таким образом, если в результате работ по благоустройству будут приобретены или созданы объекты основных средств, затраты на их приобретение и (или) создание можно отнести на статью 310 КОСГУ (например, поставка оборудования для обустройства детских площадок, а также стоимость работ, осуществляемых для установки оборудования на детской площадке). При этом важно, насколько условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на формирование первоначальной стоимости нефинансовых активов.
Расходы на приобретение услуг, работ, формирующие объем капитальных вложений в нефинансовые активы, подлежат отражению по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н), если такие расходы производятся на основании договоров (контрактов), в результате которых не осуществляется приобретение (создание) самих объектов основных средств. В рассматриваемой ситуации заключен единый контракт, сопутствующие договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ (оказания услуг) на благоустройство территории отсутствуют, соответственно, применение подстатьи 228 КОСГУ не обосновано.
Остальную часть расходов в целях благоустройства парка, которая по мнению комиссии не приведет к формированию и увеличению стоимости нефинансовых активов и будет отнесена на финансовый результат учреждения (например, работы по подготовке территории парка), можно отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (письмо Минфина России от 21.01.2016 г. N 02-05-11/2535).
Следует отметить, что если учреждением, как в рассматриваемой ситуации, заключается комплексный контакт на благоустройство территории, предусматривающий обязательства подрядчика по выполнению комплекса определенных работ по благоустройству, все расходы в рамках такого муниципального контракта возможно отразить по подстатье 226 КОСГУ (смотрите, к примеру, письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244, от 11.07.2014 N 02-05-10/34079), при этом согласно условиям контракта факт выполнения работ должен подтверждаться единым документом - актом выполненных работ. Осуществление оплаты комплексного договора по подстатье 226 КОСГУ не служит препятствием для формирования в целях бухгалтерского учета стоимости нефинансовых активов учреждения.
Окончательное решение о порядке применения бюджетной классификации и статей (подстатей) КОСГУ в рассматриваемой ситуации относится к компетенции должностных лиц учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

23 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575). Перечни объектов и элементов благоустройства содержатся соответственно в п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.