Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Городское поселение в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья выкупило квартиру у физического лица. Речь идет о компенсации органом местного самоуправления физическому лицу за квартиру по договору выкупа. В дальнейшем жилой дом, где находится квартира, подлежит сносу. Какие бухгалтерские проводки нужно применить?

Городское поселение в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья выкупило квартиру у физического лица. Речь идет о компенсации органом местного самоуправления физическому лицу за квартиру по договору выкупа. В дальнейшем жилой дом, где находится квартира, подлежит сносу.
Какие бухгалтерские проводки нужно применить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по выплате возмещения физическому лицу - собственнику квартиры, изымаемой в целях сноса аварийного жилого фонда, следует отразить на счете 302 98 "Расчеты по иным выплатам капитального характера физическим лицам" с применением КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатьи 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ. Подлежащее сносу ветхое жилье не соответствует понятию "актив", поэтому до исключения здания (строения) из ЕГРН и его непосредственного сноса квартиру целесообразно учитывать на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Обоснование вывода:
Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования), имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 этой же статьи в отношении таких граждан не применяются.
В 2019 году в целях ведения бюджетного учета значения КБК определялись согласно Порядку N 132н (в настоящее время в соответствии с Порядком N 85н), а перечень кодов КОСГУ и порядок их применения как для прошлого года, так и для настоящего установлены в Порядке N 209н. Однако необходимо отметить, что ни в одном из вышеуказанных документов рассматриваемые в вопросе расходы не поименованы. Вместе с тем с учетом рекомендаций и разъяснений финансового ведомства возможно предположить, что выплату возмещений физическим лицам собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилого фонда, следует отражать по КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ (смотрите письмо Минфина России от 26.07.2019 N 02-05-11/56465, Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153). Соответственно, для расчетов с физическим лицом органом местного самоуправления должен использоваться счет 302 98 "Расчеты по иным выплатам капитального характера физическим лицам".
Объекты имущества (нефинансовые активы), которые поступают в собственность публично-правового образования, но не закрепляются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за соответствующими организациями, подлежат учету в составе имущества казны на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141 Инструкции N 157н). Однако в соответствии с действующим законодательством в части ведения бюджетного учета на балансовых счетах должно учитываться только то имущество, которое соответствует понятию "актив". Активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 стандарта "Концептуальные основы"). В свою очередь, согласно п. 37 стандарта "Концептуальные основы" полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность для:
- использования в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения;
- обмена на другие активы;
- погашения обязательств, принятых субъектом учета.
Исходя из приведенных выше определений можно сделать вывод, что имущество, которое не может применяться в деятельности учреждения из-за нецелесообразности его использования, физического и (или) морального износа, не отвечает понятию "актив" и, следовательно, не должно отражаться на балансовых счетах. В рассматриваемой ситуации жилищный фонд, ставший непригодным для проживания по причине физического износа (ветхости), в дальнейшем подлежит сносу. На наш взгляд, органом, осуществляющим учет имущества казны, аварийное помещение - квартира, поступившая в казну после ее изъятия у физического лица с целью последующего сноса, вполне обосновано может рассматриваться как имущество, не соответствующее понятию "актив". Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов и документально оформлено.
В то же время объекты НФА, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, в частности при прекращении по решению субъекта учета их использования для целей, предусмотренных при признании (принятии к бухгалтерскому учету), в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа), учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики. Информация о таких объектах нефинансовых активов подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 8 стандарта "Основные средства", п. 35 Инструкции N 157н). Пунктом 335 Инструкции N 157н предусмотрено применение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение" для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).
С учетом изложенного полагаем, что в конкретном случае будет правомерным организовать учет квартиры на забалансовом счете 02 вплоть до исключения здания (строения) из ЕГРН и его непосредственного сноса.
Таким образом, в бюджетном учете органа местного самоуправления рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет КРБ 1 401 20 298 Кредит КРБ 1 302 98 737
- отражено начисление расходов, связанных с возмещением физическому лицу денежных средств за квартиру;
Дебет КРБ 1 302 98 837 Кредит КРБ 1 304 05 298
- отражено перечисление средств с лицевого счета органа местного самоуправления;
увеличение забалансового счета 02
- квартира принята к забалансовому учету до сноса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

15 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.