Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетная организация приобрела земельный участок по договору купли-продажи. Правоустанавливающие документы организация получила. В качестве правоустанавливающих документов учреждением получена выписка о закреплении участка на праве постоянного бессрочного пользования. Каким первичным документом оформить принятие к учету земельного участка? По какой стоимости принять к учету земельный участок в этом случае: по стоимости приобретения или по кадастровой стоимости?

Бюджетная организация приобрела земельный участок по договору купли-продажи. Правоустанавливающие документы организация получила. В качестве правоустанавливающих документов учреждением получена выписка о закреплении участка на праве постоянного бессрочного пользования.
Каким первичным документом оформить принятие к учету земельного участка? По какой стоимости принять к учету земельный участок в этом случае: по стоимости приобретения или по кадастровой стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельные участки подлежат постановке на учет по первоначальной стоимости, равной фактически понесенным при приобретении расходам, с последующей корректировкой полученной стоимости до кадастровой стоимости земельного участка.
Приобретенный земельный участок может быть принят к учету на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при условии закрепления порядка применения данного документа в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
Учет непроизведенных активов осуществляется в соответствии с п.п. 70-83 Инструкции N 157н. Вместе с тем с 2020 года при ведении бухгалтерского учета непроизведенных активов применяются положения Стандарта "Непроизведенные активы".
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Собственником имущества федерального учреждения является Российская Федерация (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). То есть на приобретенные таким учреждением земельные участки возникает право государственной собственности.
У самого учреждения на приобретенные земельные участки возникает право постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). При этом в соответствии с п. 4 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 ЗК РФ, не допускается.
Учитывая изложенное, земельный участок может быть принят к учету на счет 0 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения" только после регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (п.п. 23, 71 Инструкции N 157н, п. 10 Стандарта "Непроизведенные активы").
Земельные участки учитываются на счете 0 103 11 000 по их кадастровой стоимости (п. 71 Инструкции N 157н, пп. "а" п. 17 Стандарта "Непроизведенные активы").
Вместе с тем бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением земельных участков, ведется на счете 0 106 13 000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Согласно п. 72 Инструкции N 157н, п. 24 Стандарта "Непроизведенные активы" фактические вложения учреждения в приобретение объекта непроизведенных активов включают:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
В то же время фактические затраты, связанные с покупкой земельного участка, могут отличаться от его кадастровой стоимости. В такой ситуации земельные участки подлежат постановке на учет по первоначальной стоимости, равной фактически понесенным при приобретении расходам, с последующей корректировкой полученной стоимости до кадастровой стоимости земельного участка (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2016 N 02-06-10/5988, п. 36 Стандарта "Непроизведенные активы").
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
В то же время не предусмотрена конкретная форма документа в целях оформления факта приобретения учреждением земельного участка.
Согласно положениям Приказа N 52н учреждением в рамках формирования учетной политики может быть установлен порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при приобретении земельных участков.
В случае, если порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при приобретении земельных участков в учетной политике не установлен, земельный участок может быть принят к учету на основании иных форм первичной документации, подтверждающих факты совершения сделки и предусмотренных соответствующим договором (соглашением), либо на основании первичного документа, самостоятельно разработанного учреждением. Принятие к учету приобретенного земельного участка осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости (п. 71 Инструкции N 157н, ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
Отметим, что первичные учетные документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы".

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения непроизведенных активов за плату (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

17 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.