Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Централизованная бухгалтерия ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность бюджетных и автономных учреждений в сфере образования. Обязательно ли начиная с 01.01.2020 формирование единой учетной политики централизованной бухгалтерией при централизации учета?

Централизованная бухгалтерия ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность бюджетных и автономных учреждений в сфере образования.
Обязательно ли начиная с 01.01.2020 формирование единой учетной политики централизованной бухгалтерией при централизации учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с обновленными положениями Стандарта "Концептуальные основы..." формировать Единую учетную политику при централизации учета централизованная бухгалтерия должна уже с 2019 года.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 14 Стандарта "Концептуальные основы..." в случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством РФ другому учреждению (централизованной бухгалтерии, далее также - ЦБ), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет Единую учетную политику при централизации учета.
Такая норма внесена в Стандарт "Концептуальные основы..." приказом Минфина России от 10.06.2019 N 94н и обязательна к применению с 16 июля 2019 года. То есть формировать Единую учетную политику при централизации учета ЦБ должны уже с 2019 года.
Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений Стандарта "Концептуальные основы...", иных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора*(1), единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и Инструкций NN 191н и 33н.
В связи с этим Стандарт "Концептуальные основы..." дополнен требованиями к формированию Единой учетной политики при централизации учета. В целом они идентичны положениям Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", предусмотренным для локального акта учреждения. В частности, согласно п. 14 Стандарта "Концептуальные основы..." при централизации учета документами Единой учетной политики, принимаемыми централизованной бухгалтерией, должны быть определены:
- методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета коды счетов бухгалтерского учета (синтетического и аналитического учета) и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета;
- порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении обслуживаемыми учреждениями инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
- формы первичных (сводных) учетных документов применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов;
- формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота и (или) порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
- порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета.
Поскольку совокупность способов и методов ведения ЦБ бухгалтерского учета всех обслуживаемых ею учреждений устанавливается актами централизованной бухгалтерии, такие акты подписываются руководителем и главным бухгалтером ЦБ (письмо Минфина России от 30.10.2019 N 02-06-10/83609). На централизованную бухгалтерию возложена также обязанность раскрытия основных положений Единой учетной политики на своем официальном сайте (абзац 11 п. 14 Стандарта "Концептуальные основы...").
Обратите внимание: в данном случае речь идет о Единой учетной политике в целях бухгалтерского учета, и к ней не относятся документы, устанавливающие учетную политику для целей налогообложения. На это указал Минфин в письме от 29.08.2019 N 02-07-10/66535. Следовательно, учетная политика в целях налогового учета должна быть индивидуальной для каждого учреждения и формироваться с учетом специфики оказываемых услуг (выполняемых работ), системы налогообложения, применяемой в рамках приносящей доход деятельности, и т.п.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Ответ прошел контроль качества

23 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку все принятые федеральные стандарты бухгалтерского учета применяются во взаимосвязи с положениями Стандарта "Концептуальные основы...", внесение в него норм о формировании Единой учетной политики при централизации учета нашло соответствующее отражение и в поправках к другим федеральным стандартам. В частности, речь идет о стандартах "Долгосрочные договоры", "Запасы", "Основные средства" и др., которые планируется дополнить положениями о единой учетной политике (смотрите, например:
- проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ... "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры"...;
- проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ... "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы"...;
- проект приказ Минфина России "О внесении изменений в приказ... "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства"...).