Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Заключен контракт с одним подрядчиком на выполнение комплекса работ по благоустройству общественной территории (будут выполнены следующие виды работ: демонтажные работы, вертикальная планировка, устройство покрытий, установка элементов благоустройства, комплекса дренажных колодцев, наружных сетей электроснабжения). Благоустройство осуществляется в целях капитального ремонта общественной территории (КВР 243). В результате благоустройства будут созданы объекты, которые в дальнейшем будут учитываться в качестве отдельных инвентарных объектов. Часть расходов будет отнесена на финансовый результат. Работы оформляются актом КС-2. По какому КОСГУ должен оплачиваться контракт на благоустройство общественной территории?

Заключен контракт с одним подрядчиком на выполнение комплекса работ по благоустройству общественной территории (будут выполнены следующие виды работ: демонтажные работы, вертикальная планировка, устройство покрытий, установка элементов благоустройства, комплекса дренажных колодцев, наружных сетей электроснабжения).
Благоустройство осуществляется в целях капитального ремонта общественной территории (КВР 243). В результате благоустройства будут созданы объекты, которые в дальнейшем будут учитываться в качестве отдельных инвентарных объектов. Часть расходов будет отнесена на финансовый результат. Работы оформляются актом КС-2.
По какому КОСГУ должен оплачиваться контракт на благоустройство общественной территории?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если стороны заключили договор (контракт), результатом исполнения обязательств по которому является комплексная работа по благоустройству территории и факт выполнения работ, предусмотренных спецификацией и техническим заданием, подтверждается в соответствии с условиями контракта единым документом - актом выполненных работ, то учреждению следует отражать расходы на благоустройство по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме.

Обоснование вывода:
Для определения статьи (подстатьи) КОСГУ с 2019 года применяются положения Порядка N 209н. КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н). В рассматриваемой ситуации по результатам произведенных работ оформляется один "закрывающий" документ (акт выполненных работ). Поэтому обязательства по такому договору могут отражаться по конкретной подстатье КОСГУ исходя из экономического содержания.
Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов, направленных на благоустройство территории, всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля. Проблема заключается в том, что порядок отнесения данного вида расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ прямо не урегулирован, а понятие "благоустройство" является слишком широким, чтобы точно указать на экономическое содержание расходов.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не содержат определений такого понятия, как благоустройство территории. По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на соответствующей территории (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575).
Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр (далее - Методические рекомендации), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения. К элементам благоустройства относятся, в частности, элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, элементы освещения, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные сооружения, элементы объектов капитального строительства и тому подобное (п. 1.4 Методических рекомендаций).
Как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" для признания материальных ценностей основными средствами, поэтому в целях бюджетного учета они могут отражаться на соответствующих аналитических счетах 101 00 "Основные средства". Принятие такого решения в организации бюджетной сферы возложено на комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
Согласно пп. 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом по КОСГУ 228, исходя из пояснений, которые дают специалисты финансового ведомства, отражаются только те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. То есть в части основных средств это те расходы, которые в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации учреждением заключен один комплексный договор (контракт) на благоустройство общественной территории, по результатам исполнения которого часть расходов будет отнесена на формирование первоначальной стоимости элементов благоустройства, соответствующих критериям основных средств, часть расходов будет отнесена на финансовый результат. То есть в данном случае учреждение несет расходы как капитального (увеличивающие основные фонды), так и некапитального (относимые на финансовый результат) характера (п. 7 Порядка N 209н). Учитывая тот факт, что не все расходы будут формировать вложения в основные фонды, по нашему мнению, подстатья 228 КОСГУ в данном случае применяться не может.
Если стороны заключили договор (контракт), результатом исполнения обязательств по которому является комплексная работа по благоустройству территории и факт выполнения работ, предусмотренных спецификацией и техническим заданием, подтверждается в соответствии с условиями контракта единым документом - актом выполненных работ, то учреждению следует отражать расходы на благоустройство по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079).
При этом следует отметить, что осуществление оплаты комплексного договора по подстатье 226 КОСГУ не служит препятствием для дальнейшего формирования в целях бюджетного учета стоимости нефинансовых активов учреждения, полученных (созданных) в процессе работ по благоустройству территории.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.