Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению во исполнение программы "Формирование современной городской среды", подпрограммы "Благоустройство дворовых и общественных территорий" выделена субсидия на иные цели из бюджета на строительство объектов общественной инфраструктуры - системы видеонаблюдения придомовых территорий многоквартирных жилых домов с выводом видеоданных в ЦУН УМВД России. Субсидия предусмотрена по КОСГУ 310, виду расхода 407. Сумма контракта - 10 млн. рублей. К какой амортизационной группе и к какому коду ОКОФ отнести систему видеонаблюдения в случае принятия ее на учет в качестве объекта основных средств? Учитывается ли в расходах в целях налогообложения прибыли амортизация по указанному объекту?

Бюджетному учреждению во исполнение программы "Формирование современной городской среды", подпрограммы "Благоустройство дворовых и общественных территорий" выделена субсидия на иные цели из бюджета на строительство объектов общественной инфраструктуры - системы видеонаблюдения придомовых территорий многоквартирных жилых домов с выводом видеоданных в ЦУН УМВД России. Субсидия предусмотрена по КОСГУ 310, виду расхода 407. Сумма контракта - 10 млн. рублей.
К какой амортизационной группе и к какому коду ОКОФ отнести систему видеонаблюдения в случае принятия ее на учет в качестве объекта основных средств? Учитывается ли в расходах в целях налогообложения прибыли амортизация по указанному объекту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект основного средства, приобретенный бюджетным учреждением за счет средств субсидии, не подлежит амортизации в налоговом учете. Поэтому амортизационные отчисления по такому объекту не учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли.
Системе видеонаблюдения возможно присвоить код 320.26.30.1 по ОКОФ. Такие объекты включаются в четвертую амортизационную группу.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации и включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).
При этом согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации, в частности:
- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации) (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в том числе в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ*(1) (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).
В данной ситуации объект основного средства приобретен бюджетным учреждением за счет субсидии. Следовательно, даже если такое имущество соответствует условиям для признания его амортизируемым в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ, исходя из положений п. 2 ст. 256 НК РФ такой объект не подлежит амортизации.
Кроме того, в соответствии с последним абзацем п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Иными словами первоначальная стоимость основного средства, полностью приобретенного за счет бюджетных средств, равна нулю.
То есть в любом случае амортизационные отчисления по имуществу, приобретенному бюджетным учреждением за счет субсидии, не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли (смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Амортизация в целях налогообложения прибыли (для бюджетной сферы)).

ОКОФ

Порядок определения срока полезного использования основного средства для бюджетных организаций урегулирован в том числе п. 35 стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - стандарт "Основные средства").
В соответствии с пп. "а" п. 35 стандарта "Основные средства" срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств.
При этом по объектам основных средств, включенным согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп (смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора)).
То есть несмотря на то, что в данной ситуации объект основного средства не подлежит амортизации в налоговом учете, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения для определения срока полезного использования применяются в том числе положения Классификации.
В свою очередь, при отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться кодами ОКОФ. С 1 января 2017 года применяется Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ).
В ОКОФ приведены обобщенные названия, а для многих - еще и отрасль или область применения. Поэтому подбирать код ОКОФ следует исходя из назначения основных средств.
Между тем относительно применения ОКОФ Минфин России в своих разъяснениях указывает, что в соответствии с п. 2.2 приказа Росстандарта от 21.04.2016 N 458 (далее - Приказ N 458), а также согласно положению о Росстандарте, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294, консультирование заинтересованных лиц по вопросам перехода на новую редакцию ОКОФ находится в компетенции именно Росстандарта (письма Минфина России от 09.02.2017 N 02-08-05/7184, от 30.12.2016 N 02-08-07/79584). Как указывал Минфин России в письме от 21.09.2017 N 02-06-10/61195, указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ, в описании (введении) классификатора не содержится. Таким образом, определение кода ОКОФ основывается на субъективном суждении.
Приказом N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между действующим ОКОФ и старым ОКОФ.
По старому ОКОФ существует практика, в соответствии с которой системы видеонаблюдения классифицируются в качестве аппаратуры теле- и радиоприемной по коду 14 3230000 (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 23.07.2018 N Ф06-35654/18, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2008 N А56-14866/2007, Третьего ААС от 02.07.2013 N 03АП-2171/13, Восемнадцатого ААС от 29.03.2012 N 18АП-12884/11).
Согласно прямому переходному ключу аппаратура теле- и радиоприемная (код 14 3230000 по старому ОКОФ) относится к аппаратуре коммуникационной, аппаратуре радио или телевизионной передающей (код 320.26.30.1 по ОКОФ).
Исходя из изложенного считаем, что в данной ситуации системе видеонаблюдения придомовых территорий многоквартирных жилых домов можно присвоить код 320.26.30.1 по ОКОФ "Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио или телевизионная передающая".
Согласно Классификации объекты с кодом 320.26.30.1 по ОКОФ включаются в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Также следует отметить, что для тех видов основных средств, которые не указаны в Классификации, срок полезного использования может устанавливаться налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). Причем если для объекта отсутствуют технические условия и рекомендации производителя (и по другим вопросам классификации основных средств), Минфин России рекомендует обращаться в Минэкономразвития для решения этого вопроса (письма от 07.03.2018 N 03-03-06/1/14560, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, от 28.07.2009 N 03-03-06/1/494).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Группировка основных средств (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Определение кода ОКОФ (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для бюджетной сферы);
- Вопрос: В организации система видеонаблюдения используется прежде всего для записи изображения и звука на контрольно-пропускном пункте, хотя может использоваться и для просмотра в реальном времени. В состав системы видеонаблюдения входят телевизионные камеры, кабели и компьютеры. Какой код ОКОФ можно присвоить системе видеонаблюдения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Вопрос: Предприятие ведет строительство здания для производственных нужд подрядным способом. Все затраты по строительству относятся на счет 08 для включения в первоначальную стоимость. Принято решение установить систему видеонаблюдения на объекте строительства. Каков порядок учета системы видеонаблюдения с точки зрения бухгалтерского учета? К какой амортизационной группе, к какому коду ОКОФ отнести систему видеонаблюдения в случае принятия ее на учет в качестве объекта основных средств? Можно ли в бухгалтерском учете ограничить срок полезного использования сроком окончания строительства? Необходимо ли суммы начисленной амортизации отнести на счет 08? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

26 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) К такому имуществу в том числе относится имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. В свою очередь, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.