Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере При переходе на проект ФСС "Прямые выплаты" по каким КВР и КОСГУ отражать в учете: оплату дополнительных выходных дней лицам, на иждивении которых находятся дети-инвалиды; выплату пособий по погребению?

При переходе на проект ФСС "Прямые выплаты" по каким КВР и КОСГУ отражать в учете: оплату дополнительных выходных дней лицам, на иждивении которых находятся дети-инвалиды; выплату пособий по погребению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в регионе, участвующем в пилотном проекте, могут быть отражены с применением элемента вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ либо подстатьей 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ.
Выплата пособия на погребение родственнику умершего сотрудника с лицевого счета учреждения отражается по элементу вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 265 "Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме.
В соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, такие расходы страхователя, как четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и выплата социального пособия на погребение, оплачиваются страхователем из собственных средств, а впоследствии возмещаются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в заявительном порядке.
Четыре дополнительных выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами работодатель обязан предоставить и оплатить одному из родителей (опекуну, попечителю) в соответствии с положениями ст. 262 ТК РФ.
По общему правилу расходы по выплатам в случаях, когда работникам гарантировано сохранение среднего заработка, отражаются с применением элемента вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений". В настоящее время Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2019 года, предусмотрены увязки статьи 111 КВР с подстатьями 211 "Заработная плата" КОСГУ и 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ. При этом расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами прямо не поименованы ни в описании подстатьи 211, ни подстатьи 266 КОСГУ. Однако при выборе той или иной подстатьи КОСГУ для отражения указанных расходов следует учитывать, что перечни расходов, содержащиеся в Порядке N 209н, исчерпывающими не являются.
Соответственно, учреждением такие расходы могут рассматриваться в качестве расходов по предоставлению социальных гарантий, то есть отнесены на подстатью 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ.
Кроме того, не может быть признан ошибочным подход, при котором поименованные в вопросе расходы могут рассматриваться в качестве расходов на выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, относящийся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ (п. 2.1.1 Методических рекомендаций к порядку применения классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).
Порядок и условия выплаты социального пособия на погребение определены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Согласно ст. 10 Закона N 8-ФЗ такая выплата производится супругам, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае, если погребение осуществлялось за счет их средств. Пособие на погребение выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ, но не превышающем определенной установленной законом суммы.
Учитывая требования п. 7 Порядка N 209н и п. 49.3 Порядка N 132н по разграничению выплат физическим лицам, пособие на погребение следует определить как:
- выплату физическим лицам, не состоящим в штате бюджетного учреждения (по статусу получателя);
- выплату в натуральной форме, так как фактически производится возмещение расходов на приобретение товаров, работ и услуг (п. 2.1.3 Методрекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153) (по форме выплаты);
- социальную (по характеру выплаты).
Следовательно, выплата на погребение родственнику бывшего сотрудника учреждения в учете учреждения может осуществляться:
- по элементу вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" (п. 51.3.2.1 Порядка N 132н);
- с применением подстатьи 265 "Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме" КОСГУ (п. 10.6.5.Порядка N 209н).

К сведению:
На практике есть и иная позиция. С учетом того, что выплаты за счет средств ФСС (оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами; возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение) прямо поименованы в подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ (п. 10.1.3. Порядка 209н) в ряде публично-правовых образований, участвующих в реализации пилотного проекта, на основании принятых решений финансовых органов для отражения таких выплат применяется подстатья 213 КОСГУ в увязке с КВР 119.
Но, принимая во внимание неоднозначные положения Порядков NN 132н и 209н, а также п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, постановление Верховного Суда РФ от 13.04.2015 N 304-АД14-8687, выбор той или иной подстатьи КОСГУ не может быть признан однозначно ошибочным в том случае, когда, исходя из содержания нормативных документов, невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации организации госсектора следовало бы отнести осуществленные ею расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.