Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Поставщик нарушил срок исполнения договора, не планирует принимать пени по досудебной претензии казенного учреждения и отказывается подписать акт сверки. Контрагент, ссылаясь на законодательство о ведении бухгалтерского учета для коммерческих учреждений, и на то, что по данным учета у контрагента задолженность по досудебной претензии отсутствует, требует исключить сумму претензии (штрафные санкции за нарушение условий договора) из акта сверки. Как правильно указать на то, что заказчик не имеет права не указывать это в акте сверок, так как досудебная претензия отражена на счете 209.41?

Поставщик нарушил срок исполнения договора, не планирует принимать пени по досудебной претензии казенного учреждения и отказывается подписать акт сверки. Контрагент, ссылаясь на законодательство о ведении бухгалтерского учета для коммерческих учреждений, и на то, что по данным учета у контрагента задолженность по досудебной претензии отсутствует, требует исключить сумму претензии (штрафные санкции за нарушение условий договора) из акта сверки.
Как правильно указать на то, что заказчик не имеет права не указывать это в акте сверок, так как досудебная претензия отражена на счете 209.41?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что в ответе на письмо поставщика казенное учреждение может сослаться на особый порядок ведения бюджетного учета казенными учреждениями, в соответствии с которым сумма досудебной претензии числится в учете учреждения с момента возникновения требования и не может быть исключена из акта сверки расчетов.

Обоснование вывода:
Акт сверки расчетов с контрагентом не является обязательным документом для участников гражданского оборота, и его составление не предусмотрено законодательством. Акт сверки может быть составлен по форме, самостоятельно разработанной учреждением, и подписывается по соглашению сторон (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-06-10/35811). При составлении акта сверки целесообразно включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 308-ЭС15-18441).
Ведение бюджетного учета казенным учреждением осуществляется в соответствии с положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкций NN 157н и 162н *(1).
Доходы от штрафов, пеней, неустоек признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней) (п.п. 34, 35 Стандарта "Доходы", п. 197 Инструкции N 157н). В соответствии с п. 220 Инструкции N 157н, п. 86 Инструкции N 162 суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежат отражению в бюджетном учете учреждения на счете 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
В случае признания дохода по досудебной претензии в учете казенного учреждения отражается начисление доходов будущих периодов, если период получения дохода не определен и (или) требования не признаны контрагентом (п. 7 Стандарта "Доходы", п. 301 Инструкции N 157н). Следовательно, несмотря на отсутствие согласия контрагента, казенному учреждению необходимо отразить в учете сумму штрафных санкций, предъявленных контрагенту за неисполнение условий договора. При этом данная сумма отражается в составе доходов будущих периодов.
Форма акта сверки и отраженная в нем информация являются предметом согласования заинтересованных сторон (организации и ее контрагентов). Особенность сверки расчетов состоит в том, что акт сверки заполняется каждой из сторон самостоятельно на основании данных своего учета. Поэтому при формировании акта сверки казенным учреждением обоснованно было принято решение о включении в такой документ суммы начисленных штрафных санкций за нарушений контрагентом условий конкретного договора, поскольку акт сверки формируется по расчетам с одним контрагентом по обязательствам, возникающим вследствие исполнения одного договора, на основании данных бюджетного учета казенного учреждения*(2). При подписании акта сверки контрагент может полностью подтвердить информацию о расчетах либо отразить на основании данных своего учета иную информацию и подписать акт сверки с разногласиями.
В рассматриваемой ситуации при ответе на письмо контрагента, по нашему мнению, казенное учреждение может сослаться на особый порядок ведения бюджетного учета учреждениями госсектора, в соответствии с которым сумма досудебной претензии числится в учете учреждения с момента возникновения требования и не может быть исключена из акта сверки. Вместе с тем ввиду нежелания контрагента признавать сумму штрафных санкций и его просьбой об исключении такой задолженности из акта сверки целесообразно предусмотреть в форме акта сверки возможность контрагентом выразить свои возражения (разногласия) в письменной форме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), прямо предусмотрено, что Инструкция N 94н не применяется государственными (муниципальными) учреждениями, к которым относится казенное учреждение.
*(2) Существует судебная практика, свидетельствующая о том, что к документам, подтверждающим задолженность, относятся документы, которые содержат письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом (например, расписка, подписанная ответчиком, ответ на претензию, подписанный сторонами акт сверки расчетов) (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 N 14АП-7477/17). К действиям, свидетельствующим о признании долга, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").