Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетное учреждение в январе 2020 года (до подписания отчетности) поступят первичные документы (счета) (на оплату отопления, освещения и т.п.), датированные декабрем 2019 года. Оплата счетов за коммунальные услуги, оказанные в декабре, предусмотрена в Плане ФХД. За счет каких средств произвести оплату по таким документам, если учреждению доводятся средства на их оплату в 2019 году по КФО 4 и лицевой счет с предоставленными субсидиями необходимо закрыть с нулевым остатком?

В бюджетное учреждение в январе 2020 года (до подписания отчетности) поступят первичные документы (счета) (на оплату отопления, освещения и т.п.), датированные декабрем 2019 года. Оплата счетов за коммунальные услуги, оказанные в декабре, предусмотрена в Плане ФХД.
За счет каких средств произвести оплату по таким документам, если учреждению доводятся средства на их оплату в 2019 году по КФО 4 и лицевой счет с предоставленными субсидиями необходимо закрыть с нулевым остатком?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кредиторская задолженность за оказанные услуги, возникшая в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в 2019 году, может быть погашена учреждением за счет средств:
- остатка предоставленной в 2019 году субсидии при условии выполнения задания;
- предоставляемой в 2020 году по решению учредителя субсидии на иные цели;
- от приносящей доход деятельности.
При этом законодательством не установлен запрет на наличие остатков средств субсидий прошлых лет на лицевых счетах учреждения.

Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции N 157н).
Кроме того, в соответствии с п. 16 СГС "Концептуальные основы" при ведении учета следует руководствоваться принципом допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. Данный принцип означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (смотрите также п. 1.7 Методических рекомендаций).
То есть первичный документ, подтверждающий факт оказания услуг, поступивший после наступления отчетной даты, но до сдачи отчетности, следует отражать последним днем отчетного периода. Несвоевременное поступление после отчетной даты первичных документов за произошедший отчетный период, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты (п. 5 СГС "События после отчетной даты"). Принятие указанных документов к бухгалтерскому учету отражается в качестве операции по исправлению ошибок прошлых лет.
В соответствии с Требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, расходование средств субсидии осуществляется в пределах показателей утвержденного Плана ФХД.
Из вопроса следует, что оплата счетов за коммунальные услуги, оказанные в декабре, предусмотрена в Плане ФХД. Следовательно, если учреждение не оплатило предоставленные в текущем году услуги вследствие позднего поступления первичных документов, у учреждения должны остаться неиспользованные средства предоставленных субсидий (принятые, но не исполненные обязательства).
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых созданы учреждения (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Этот порядок расходования средств применяется только в том случае, если задание выполнено в полном объеме. Если задание выполнено учреждением полностью, уменьшение субсидии в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству РФ (письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28).
Возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение задания может быть предусмотрен федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Бюджетными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая недостигнутым показателям задания.
В случае если задание выполнено, то у учреждения нет обязанности возвращать образовавшийся остаток субсидии. То есть средства по КФО 4 могут остаться на лицевом счете учреждения по состоянию на отчетную дату. Следовательно, оставшиеся средства могут быть использованы на оплату поступивших в очередном году счетов за услуги, оказанные в декабре прошлого года.
Риск оплаты кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств субсидии, доведенной на выполнение задания текущего года, значительно увеличивает риск возникновения претензий по вопросу нецелевого использования средств субсидии*(1). В то же время специалисты Минфина России рассматривают планирование при составлении бюджетов бюджетных ассигнований на предоставление целевых субсидий как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям. Так, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что по общему правилу субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.
Также в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Соответственно, они также могут быть направлены на оплату услуг, оказанных в прошлом году.
Таким образом, кредиторская задолженность за оказанные услуги, возникшая в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в 2019 году, может быть погашена учреждением за счет средств:
- остатков предоставленной в 2019 году субсидии при условии выполнения задания;
- предоставляемой в 2020 году по решению учредителя субсидии на иные цели;
- от приносящей доход деятельности.
При этом законодательством не установлен запрет на наличие остатков средств субсидий прошлых лет на лицевых счетах учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

11 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях.