Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на лицевой счет бюджетного учреждения (заказчик) от поставщиков поступают суммы обеспечения гарантийных обязательств. Как правильно учитывать данные суммы в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на лицевой счет бюджетного учреждения (заказчик) от поставщиков поступают суммы обеспечения гарантийных обязательств. Как правильно учитывать данные суммы в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения суммы обеспечения гарантийных обязательств следует отражать как средства, поступающие во временное распоряжение, с применением счета 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" по КФО 3.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) при необходимости заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара и др. В силу той же ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик обязан установить в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик обязан установить в документации требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
При установлении требований к предоставлению гарантийных обязательств в контракт включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Гарантийные обязательства могут обеспечиваться одним из двух способов (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ), а именно:
- предоставление банковской гарантии;
- внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.
В конкретной ситуации обеспечение гарантийных обязательств осуществлено путем внесения денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения. Необходимо отметить, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает срока, в течение которого денежные средства, обеспечивающие гарантийные обязательства, должны быть возвращены заказчиком контрагенту. Специалисты Минфина России в письме от 19.08.2019 N 24-03-07/63253 предлагают при решении этого вопроса руководствоваться ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Данная норма предусматривает, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также определяет сами сроки возврата.
Для отражения сумм обеспечения гарантийных обязательств в бухгалтерском учете бюджетного учреждения ключевым моментом является обязанность возврата денежных средств. Согласно п. 267 Инструкции N 157н суммы денежных средств, подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, относятся к средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения. Для учета расчетов, возникающих при поступлении в учреждения госсектора таких средств, применяется счет 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (смотрите также письмо Минфина России от 10.09.2013 N 02-07-10/37335). По общему правилу средства, поступающие во временное распоряжение, отражаются по коду вида деятельности "3" (п. 21 Инструкции N 157н).
Операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются по забалансовым счетам 17 и 18 с применением статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ, а по выбытию - с применением статьи 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (в отношении прошлых периодов смотрите письма Минфина России от 02.12.2015 N 02-05-12/70210, от 08.10.2014 N 02-07-07/50609, от 16.03.2015 N 02-05-10/14013, Федерального казначейства от 15.12.2014 N 42-7.4-05/2.2-772).
Таким образом, на основании п.п. 135, 136 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 3 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 3 304 01 73Х*(1) - отражено поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения;
Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18 АнКВИ 610, КОСГУ 610 *(1) - отражен возврат денежных средств, полученных бюджетным учреждением во временное распоряжение.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обеспечение гарантийных обязательств по контракту по Закону N 44-ФЗ (с 1 июля 2019 года);
- Энциклопедия решений. Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение. Счет 304 01 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

11 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.