Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Правомерна ли покупка бюджетным учреждением единого проездного билета в декабре 2019 года на январь 2020 года за счёт субсидий федерального бюджета 2019 года (расходы осуществляются за счет субсидии на выполнение задания)?

Правомерна ли покупка бюджетным учреждением единого проездного билета в декабре 2019 года на январь 2020 года за счёт субсидий федерального бюджета 2019 года (расходы осуществляются за счет субсидии на выполнение задания)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Направление средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения задания текущего финансового года, на оплату услуг, период оказания которых выходит за пределы текущего финансового года, может послужить поводом для разногласий с уполномоченными органами при проведении контрольных мероприятий.

Обоснование вывода:
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
При этом бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение заданий учредителя в соответствии с Планами ФХД. Иными словами, средства субсидии на выполнение задания учредителя вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к Плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы задание учредителя выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
В настоящее время для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания учредителя, как правило, применяются два основных критерия:
1. Направленность расходов на выполнение задания (смотрите, например, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 12-562/2015 от 07.05.2015);
2. Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (смотрите, например, решение Волгоградского областного суда N 07-450/2015 от 17.04.2015).
Дело в том, что субсидии, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.
Поэтому представляется, что за счет данных средств не должны осуществляться расходы, не связанные с выполнением задания текущего года, если иное прямо не предусмотрено законом. Расходы на приобретение учреждением в декабре 2019 года проездного билета, срок действия которого распространяется на январь 2020 года, связаны с выполнением задания очередного года.
Отметим, что направление средств субсидии, доведенной на выполнение задания, на оплату расходов, осуществление которых не связано с выполнением задания именно в текущем году, в ходе контрольных мероприятий уполномоченными органами может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП*(1). В этой связи приобретение проездного билета со сроком действия в 2020 году за счет субсидий текущего года может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.
Однако судебные инстанции далеко не всегда соглашаются с доводами контролирующих органов по вопросам квалификации расходов, осуществленных за счет средств субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, в качестве нецелевого использования средств*(2).
В то же время прямого запрета на осуществление расходов будущих периодов за счет субсидии текущего года нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Для минимизации рисков возникновения разногласий в ходе контрольных мероприятий учреждению, по нашему мнению, целесообразно подготовить документальное подтверждение принадлежности осуществленных платежей к выполнению задания (к примеру, подтвердить факт, что проездные документы не могут быть приобретены в очередном году, что проездные документы необходимы для осуществления деятельности учреждения и т.п.).
Кроме того, действующее законодательство, при условии выполнения в полном объеме задания учредителя, предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий по собственному усмотрению (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Вопрос о том, каким образом может быть "зафиксирована" экономия, запланированная и достигнутая бюджетным учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым. Однако отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение задания учредителя на момент осуществления расходов может послужить поводом для претензий со стороны проверяющих органов.
Таким образом, по нашему мнению, при условии достижения экономии средств субсидии в течение года учреждение может осуществлять расходы по приобретению проездных документов со сроком действия в 2020 году.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном и автономном учреждениях остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, решение Волгоградского областного суда N 07-333/2015 от 18.03.2015.
*(2) Смотрите, например, постановление 7 ААС от 22.05.2015 по делу N А03-22458/2014, постановление 13 ААС от 20.01.2014 по делу N А42-3472/2013, решение АС Нижегородской области от 03.04.2015 по делу N А43-27408/2014.