Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение здравоохранения сдает в аренду помещение. Министерством имущественных и земельных отношений согласовало с учреждением данный договор на условиях подписания дополнительного соглашения, в соответствии с которым 50% от суммы месячного платежа учреждение должно перечислять Министерству в доход бюджета республики. Данное дополнительное соглашение подписано. Какими проводками следует отразить начисление и уплату данных средств Министерству?

Бюджетное учреждение здравоохранения сдает в аренду помещение. Министерством имущественных и земельных отношений согласовало с учреждением данный договор на условиях подписания дополнительного соглашения, в соответствии с которым 50% от суммы месячного платежа учреждение должно перечислять Министерству в доход бюджета республики. Данное дополнительное соглашение подписано.
Какими проводками следует отразить начисление и уплату данных средств Министерству?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае принятия решения учреждением об уплате 50% своих доходов от аренды помещения в доход бюджета данные операции можно оформить с использованием счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" с отражением расходов по подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания бюджетные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности, а также иную деятельность), но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, обязанности по перечислению части своих доходов от предоставления в аренду помещений исходя из норм законодательства у бюджетного учреждения нет.
Поэтому подписание дополнительного соглашения о перечислении части полученных доходов от аренды в доход бюджета может осуществляться только по соглашению сторон. То есть включение подобных условий в договор (дополнительное соглашение к нему) говорит о согласии бюджетного учреждения на перечисление средств, полученных от предпринимательской деятельности в доход бюджета. При этом данный факт не говорит о возможности уменьшения объема полученных доходов от аренды при их отражении в бухгалтерском учете. Арендодателем по договору выступает бюджетное учреждение, которое и начисляет и получает арендную плату в полном объеме.
В свою очередь, обязательство по перечислению в бюджет определенного процента с арендных платежей можно рассматривать как отдельную хозяйственную операцию в рамках другого обстоятельства.
В связи с отсутствием обязанности у бюджетных учреждений по перечислению в доход бюджета сумм, полученных от приносящей доход деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете указанных операций Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н не предусмотрен. Поэтому, если в силу объективных причин учреждением было приняло решение о подписании рассматриваемого дополнительного соглашения, порядок организации бухгалтерского учета в таком случае следует определить в учетной политике, согласовав его с учредителем (п. 2 Инструкции N 174н).
Порядок N 209н также не содержится указаний по отнесению расходов, связанных с перечислением полученных доходов в доход бюджета на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ. Учитывая, что в данном случае оснований для уменьшения доходов не возникает, а речь идет о взятом на бюджетное учреждение расходном обязательстве перечислить определенный процент с полученных доходов, считаем возможным отнести данные расходы на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7. Порядка N 209н).
В свою очередь, принимая во внимание, что учреждение приняло на себя обязательство по перечислению средств в доход бюджета, отражение данной операции может быть осуществлено с применением счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 131 Инструкции N 174н).
Таким образом, данные операции можно оформить следующими проводками:
1. Дебет 2 401 20 297 Кредит 2 303 05 731 - начислена задолженность перед бюджетом в сумме 50% арендного платежа;
2. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610 - перечислено в доход бюджета 50% арендного платежа. Одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 853, КОСГУ 297).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.